сэр Кен Робинсон об образовании и о многом другом

Aug 28, 2010 18:51

Мне очень нравятся эти 2 выступления Кена Робинсона на TED.

Он говорит об очень интересных вещах.

Дети, которые сегодня идут в школу, уйдут на пенсию в 2065 году и мы не имеем ни малейшего понятия, какой будет наша жизнь тогда. А подготовить к ней мы должны именно сейчас. Не зная, собственно, к чему.
Главная цель нашего теперешнего образования - сделать нас грамотными. А Кен Робинсон считает, что развитие креативности должно быть таким же важным аспектом, как и обучение.
Что нужно не бояться быть неправым. Быть неправым не то же самое, что быть креативным, но если ты не готов ошибиться, ты никогда не придешь к чему-то оригинальному, к чему-то новому. Дети изначально не боятся ошибиться. Если они не знают, они пробуют варианты. И как правило к совершеннолетию они эту способность теряют. Ее убивает школа.
Пикассо когда-то сказал, что все мы рождаемся художниками. Задача в том, чтобы остаться ими.

Еще он говорит, что все системы образования в мире построены на самом деле одинаково. На первом месте стоят точные науки и языки, на втором естественные науки, а в самом конце - искусство (т.н. остальные гуманитарные науки).
Причем в последней группе тоже есть своя градация: музыка и искусство имеют более высокий статус, чем драма и танцы. А почему? Почему математика важнее, чем танцы?

Система, которая существует сейчас, возникла в 19 столетии и призвана удовлетворить нужды индустриализма. А наш мир сейчас очень технологичен, он уже другой.

До сих пор все пропитано и ориентировано на получение университетского образования. Хотя его важность девалюирует - за ближайшие 30 лет университеты выпустят больше людей, чем за всю историю человечества. И раньше если у тебя было университетское образование - у тебя была работа и определенный уровень жизни, то сейчас этого уже недостаточно - тебе нужен МBА, PhD и т.д.

Мир вообще изменится очень сильно и мы не знаем, каким он будет. Поэтому нам нужно изменить сам подход. Мы должны пересмотреть свои взгляды на все фундаментальные принципы, которым собираемся учить наших детей, потому что в будущем многие из них просто не будут работать (или уже не работают). И лучшее, что мы можем сделать - подготовить их к будущему, а не научить.

Изменения, которые нам так необходимы в образовании - не реформа, потому что это будет починкой поломанной модели. Это должна быть революция, образование должно быть трансформировано во что-то другое.

А для этого нам самим надо расширять границы своих взглядов. Перестать принимать вещи такими, как мы привыкли их понимать. Считать очевидным. Считать доказанными.
Одна из больших проблем на этом пути - то, что мы думаем "это не может быть по-другому, потому что это так есть".
Мы этим загипнотизированы в каком-то смысле. И нам нужно себя от этого освободить. Легче сказать, чем сделать, потому что мы даже не всегда осознаем, что мы принимаем как должное.
Он приводит хороший пример: просит поднять руки тех, кому больше 25 и у кого есть часы на руках (навскидку, почти 100% зала). А ведь они нам уже не нужны, мы их носим по инерции. Это потому что мы из еще того, нетехнологичного мира, где для того, чтобы узнать время, нужно было носить часы. Современные подростки чаще выбирают их не носить. Ведь это однофункциональный девайс :). И у них и так полно возможностей узнать время, в любой момент. Как и у нас, но мы этого не замечаем и считаем часы необходимым атрибутом.

А еще он говорит про линейность. И про то, что люди чаще всего расцветают в том, что вызывает в них страсть.
И про то, что бросают школу/университет (прим. - или просто тянут эту лямку без никакого удовольствия) потому, что оно не питает их душу, энергию и страсть.

Он верит в то, что в каждом ребенке есть свой талант, и система образования должна перестать быть индустриальной, а стать "фермерской", т.е. создать такие условия, индивидуальные для каждого ребенка, в которых он сможет "расцвести" - развить свои таланты, быть креативным, быть готовым ошибаться.

Это для тех, кто поленится послушать самим :). Но если не послушаете - многое потеряете.
То, КАК он говорит - просто бесподобно!!! Мне не жаль ни одной минуты, потраченной на просмотр (кстати, не единственный и не последний).
Особенно в первом выступлении, помню, меня поразило, как умело он разбавляет шутками, а потом очень лаконично и быстро говорит то, что по сути. Настолько легче воспринимается тогда, успеваешь подумать над сказанным. И шутки у него все по теме :)
Во втором это уже ожидаемо, и не менее замечательно. Я бы очень хотела уметь так же делать презентации.

Оба ролика на английском, есть субтитры. К первому и на русском точно есть, но они мне не нравятся, лучше смотрите на английском, он совсем не тяжелый.

Ken Robinson says schools kill creativity



Sir Ken Robinson: Bring on the learning revolution!


размышлизмы, потрясения

Previous post Next post
Up