Мостоотряд № 7. Хронология главных строек

Jul 19, 2017 11:05

Оригинал взят у krasnojarochka в Мостоотряд № 7. Хронология главных строек
Пролог
В предыдущем посте речь шла о поисках облицовочных материалов для красноярского Коммунального моста, который строил легендарный Мостоотряд № 7. Его начальник Николай Андреевич Богдзель вместе с первым заместителем председателя Красноярского горисполкома Николаем Николаевичем Каминским и начальником Енисейского пароходства Иваном Михайловичем Назаровым исходили и изъездили многие километры в окрестностях Красноярска в поисках гранита. Н. А. Богдзель по окончании строительства был награжден Ленинской премией, а его организация существует до сих пор. Сегодня мы бродили вокруг ее территории.

Начало
Прослеживать здесь последовательность крупнейших строек сибирского строительного гиганта Мостоотряда № 7 не было бы нужды (материал об этом в Сети есть), если бы не материальное, визуальное воплощение этой хронологии на одной из улиц нашего города. На ограждении территории предприятия (ул. 60 лет Октября, 135) можно увидеть "галерею" изображений мостов, построенных предприятием, и подписей к ним, где указаны реки и года окончания строительства (в некоторых случаях обозначен также год начала работ). Все красноярские мосты через Енисей построены этим предприятием. И не только мосты, кроме них - путепроводы, транспортные развязки. На его счету мосты в Новосибирской и Кемеровской областях, Республике Тува, Канске, Ачинске, Назарово, Дивногорске, Кызыле, на федеральных автодорогах «Байкал», «Енисей», железнодорожные мосты и путепроводы Транссиба.



Ныне Мостоотряд № 7 - это красноярский филиал основанной в 1992 году компании ОАО "Сибмост" с центром в Новосибирске. Достаточно подробно о достижениях и главных стройках предприятия, которому в этом году исполнилось 76 лет, можно прочесть в "Энциклопедии Красноярского края".

"Свою историю Мостоотряд № 7 ведет с 1941 г., когда для восстановления разрушенных войной мостов был сформирован мостостроительный поезд № 53. В военные годы он прошел боевой путь от Москвы до западных границ Родины, восстанавливая разрушенные мосты.

Первым объектом, который был восстановлен, стал разрушенный фашистами мост через канал Москва - Волга со 158-метровым пролетом на участке железнодорожной линии Турист - Яхрома. А в 1946 г. сибирским строителям поручили построить мост через Днепр в Запорожье. Впервые в практике мирового мостостроения предстояло воздвигнуть гигантскую 228-метровую железобетонную арку под совмещенное железнодорожное и автомобильное движение между левым берегом Днепра и легендарным запорожским островом Хортица".

Там же: "В сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» включены четыре моста, построенные Мостоотрядом № 7 в разные годы. В их числе мост через реку Старый Днепр в городе Запорожье, мост через реку Норильская (самый северный в мире), первый городской мост через реку Енисей в Красноярске (Коммунальный мост), второй городской мост через главное русло реки Енисей в Красноярске (Октябрьский мост)".




Приехав со стороны Крастэц на автобусе № 3, выйдя на остановке "Кульбытстрой" на ул. 60 лет Октября, мы прошли около 400 метров назад и увидели  "галерею" рисунков мостов.







Старые ворота с сокращенным названием предприятия.




Почему-то при нанесении рисунков и подписей не была соблюдена хронологическая последовательность - "галерея" начинается не с информации о восстановлении моста через Старый Днепр. Первое изображение - мост через Обь.







Из энциклопедии, которую и дальше будем читать: "В 1951 г. предприятие работало в Новосибирске на строительстве коммунального моста через Обь. Строительство закончили с отличной оценкой в 1956 г. В 1956 г. коллектив Мостоотряда № 7 переехал в Красноярск и начал строить мосты по всему Красноярскому краю".







"В 1961-1966 гг. красноярские мостостроители возвели в суровых условиях Заполярья большой совмещенный мост через речку Норильская, открывший путь к Талнахскому месторождению медно-никелевых руд. В этот же период было начато строительство современных морских и речных причалов в Дудинке, мостов и путепроводов на железнодорожной линии Норильск - Дудинка, на подъездных путях к богатствам Комсомольского и Октябрьского рудников". Совмещенный мост - это мост, по которому могут двигаться и автомобили, и жд-транспорт.







Об этой стройке выше.










"В 1970-1973 гг. досрочно сдан в эксплуатацию внеклассный металлический мост через Ангару в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС. Семь 110-метровых пролетных строений смонтированы в полный навес на высокопрочных болтах".




Мосту "Три семерки" не повезло: вторая и третья строчки текста почти не читаются.







"...в 1979-1982 гг. шло строительство моста «777», совмещенного под железнодорожное и автомобильное движение на обходе Красноярского железнодорожного узла".










"В 1965-1968 гг. Мостоотряд № 7 построил стадион на 30 тыс. мест на острове Отдыха в Красноярске".







"В 1978 г. рабочие приступили к строительству Октябрьского моста, а через год - вантового моста через протоку острова Татышев. Второй городской мост также вошел в сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» за рекордный балочный пролет длиной 200,2 м. Объекты были открыты для движения в 1986 г.".













Летопись на ограждении заканчивается 1999 годом. В Энциклопедии читаем о мостах нового тысячелетия:

В 1998-2000 гг. Мостоотряд № 7 реконструировал мосты на федеральной дороге М-54 «Енисей». В 2005-2008 гг. был построен мостовой переход через Енисей на глубоком обходе Красноярска. Строительство этого моста было обусловлено стратегическим значением автодорожного коридора Сибирь - Дальний Восток и большим значением федеральной дороги М-53 «Байкал» в обслуживании транзитных, международных и межрайонных транспортных связей.
Участвовал Мостоотряд № 7 и в сооружении уникального вантового моста на остров Русский во Владивостоке, а также в строительстве моста через реку Тамма железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск»".

4-й автомобильный мост через Енисей можно нарисовать на следующих плитах. Ведь Мостоотряд № 7 был генеральным подрядчиком в этом строительстве.




А вы заметили, что в этой иллюстрированной летописи отсутствует важнейшая веха истории Мостоотряда - строительство Коммунального моста через Енисей? Загадка...




Завернув за этот угол, подходим к главному входу на территорию.
















И возвращаемся на улицу 60 лет Октября.




Напротив "галереи" по улице протянулся ресторан "Измаил", построенный в виде крепости.




Целиком этот ресторанный комплекс можно сфотографировать только сбоку (если, конечно, не пользоваться объективом фишай).







Об истории каждой стройки Мостоотряда № 7 можно узнавать и узнавать. И в Сети можно много найти, и в печатных источниках. Здесь ограничимся показом "галереи" и краткой информацией из "Энциклопедии Красноярского края", но, продолжая тему предыдущего поста, добавим фотографии страниц книги Н. Н. Каминского "Иду к человеку (записки депутата)" (Красноярск, 1978), где автор рассказывает о строительстве предприятием во второй половине 50-х годов Коммунального моста через Енисей - о применении уникальной технологии наведения и монтажа полуарок пролетов моста на плаву, о случаях, когда мостостроители рисковали жизнью. Все это в человеческом ракурсе, с передачей атмосферы, царившей в рядах руководителей и работников мостоотряда.





































история, строительство, мосты и переправы, Красноярск

Previous post Next post
Up