Когда судьба подкидывает такие подарки я начинаю верить во взаимосвязь происходящего во вселенной. Надо же случиться, что я посмотрела этот шедевр сразу после хичкоковского фильма! Ведь завязки практически совпадают, но снято совершенно о разном!
Механик Джо Уилсон (Спенсер Трейси) провожает свою невесту Кэтрин (Сильвия Сидни) в другой город, обещая, что заработает денег и женится на ней. Кэтрин дарит на память Джо кольцо с гравировкой. Джо уговаривает двух своих непутевых братьев открыть автомастерскую, убеждает их перестать тусоваться с гангстерами и начать зарабатывать честным путем. Дело идет в гору и по прошествии года Джо спешит навстречу своему счастью на собственном автомобиле. На подъезде к месту назначения его задерживает местный полицейский (Уолтер Бреннан) и Джо оказывается в участке.
Там выясняется, что полиция ищет похитителя некоей юной девушки. При обыске у Джо обнаруживают пятидолларовую купюру из денег, уплаченных в качестве выкупа. К тому же, оказывается, что он так же, как и похититель, обожает соленые орешки. Его заключают под стражу, что становится известно всему городу благодаря сарафанному радио. Толпа горожан, подстрекаемая местными пустобрехами требует выдать "преступника". Шериф отказывается, страсти накаляются, толпа штурмует здание тюрьмы, помощь от властей запаздывает из-за политиков, опасающихся, что крайние меры не добавят им популярности перед выборами. В это время Кэтрин ждет Джо, волнуясь из-за того, что он не приехал вовремя. Узнав о том, что он задержан, она добирается на попутке до городка, где арестован Джо, но застает совершенно жуткое зрелище: разъяренная толпа поджигает тюрьму, в окне которой она видит кричащего от ужаса Джо, безуспешно пытающегося выбраться. Репортеры снимают все на пленку, наконец, кто-то кидает динамитные шашки, Кэтрин видит взрыв и падает в обморок. Вторая половина фильма посвящена процессу над зачинщиками беспорядков, которые, будучи связаны круговой порукой, отказываются признать свою вину. Показания Кэтрин и видеохроника убеждают присяжных в виновности 22 человек в линчевании, но тут выясняется, что тело не найдено, следовательно, нет состава преступления. Внезапно прокурору приходит анонимное письмо с вложенным в него кольцом, подаренным Кэтрин. Хотя письмо и написано при помощи вырезанных из газеты букв, Кэтрин замечает в нем ошибку, свидетельствующую о том, что письмо написал Джо. Она находит его и пытается убедить в том, что губить жизни 22 человек из мести неправильно. Озлобленный и больше не верящий в справедливость Джо не слушает уговоров Кэтрин и братьев. Но, в конце концов его доброе сердце берет верх над жаждой мести и он приходит в суд в момент оглашения приговора. Как говорится - хэппи-энд.
В какой-то степени фильм перекликается с другой работой Ланга - "М". Так же затронута психология толпы. Но если в "М" отъявленные преступники всех мастей организовали своего рода суд над убийцей, то здесь добропорядочные горожане готовы были растерзать человека без суда и следствия. Между прочим, "Ярость" - первый фильм Ланга, снятый в США, до этого был как раз "М", который он снимал еще в Германии. Можно увидеть здесь критику идеологии, процветавшей в те годы в Германии, Ланг показывает к чему может привести слепое следование за толпой и кучкой истеричных лидеров, преследующих собственные цели.
Так же, как и в "М", Ланг уделяет огромное внимание деталям. Он мастер, гений деталей. Это придает повествованию глубину и реалистичность, превращая созерцание в сопереживание. Трогательное отношение героя к подобранной собаке, щенки, копошащиеся в коробке, Кэтрин, покупающая для нее сосиски - эти идиллические картинки настолько контрастируют с последующими событиями, что зритель как будто попадает из одного мира - наполненного добротой и нежностью - в другой - полный неистовой злобы. Где Ланг только находит таких персонажей для массовки: соседки-сплетницы, одна другой краше. Кстати, великолепная музыкальная тема Франца Ваксмана, сопровождающая эпизод распространения сплетни, напоминает переполох в курятнике! Для полноты ощущения вставлен кадр с кудахчущими курами:) Какие-то невероятные деды, судачащие о бездействии властей, бездельники, ищущие развлечений, их подружки, изнывающие со скуки. А чего стоит сцена в парикмахерской, где цирюльники ведут философскую беседу о свободе выражения чувств и импульсах, и один из них признается клиенту, которого бреет, что частенько сдерживается, чтобы не перерезать кому-нибудь глотку, и на вопрос "Вы чувствуете растущий импульс?" отвечает: "Импульс это импульс. Если зудит - надо почесать".
Для Спенсера Трейси, кстати, это была первая значительная роль, сделавшая его популярным. Он так органичен в роли добряка-скромняги, что трудно представить его, играющим злодея. Когда же мы видим его - озлобленного, дышащего ненавистью, сложно вспомнить его милую немного наивную улыбку.
Сильвия Сидни - мила и здорово плачет. Бреннан здесь играет простоватого до идиотизма работника полиции, безусловно он в этой шкуре как рыба в воде.
Сцена поджога тюрьмы и "запись" этой сцены выше всяких похвал. "Хроника" событий снята именно в стилистике репортажа. "Стоп-кадры", выхватывающие лица поджигателей, искаженные гримасами ярости, пробирают до костей. Все очень контрастно, много тени, кадры просто врезаются в мозг. У меня до сих пор перед глазами лицо женщины, бросающей первый факел.
Без преувеличения, я сидела, вцепившись руками в колени, затаив дыхание. В силу того, что самая жуткая сцена примерно в середине, финал получился не такой эффектный. Немного оптимизма этому достаточно мрачному фильму придает яркая сцена истерического признания поджигательницы, показывающая, что в людях остается совесть и человечность.
Я, пожалуй, запишу Ланга в список любимых режиссеров.
Click to view