Некий чудак и поныне за Правду воюет,
Правда в речах его Правды на ломаный грош,
Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же,что явная Ложь.
Точнее было бы, наверное, перевести как "вне разумного сомнения". Такова судебная формулировка, применяющаяся при вынесении обвинительного приговора. Это означает, что обвинение должно быть доказано в той степени, что не может быть никаких "разумных сомнений" в том, что подсудимый виновен.
Молодой писатель Том Гаррет (Дэна Эндрюс) встречается с девушкой (Джоан Фонтейн). Они собираются пожениться. Ее отец - газетный издатель Остин Спенсер (Сидни Блэкмер) - глубоко возмущен методами работы окружного прокурора Роя Томпсона (Филип Бурнеф), прокладывающего путь в губернаторское кресло. Томпсон мастерски использует косвенные улики для влияния на присяжных и отправляет, возможно, невиновных людей на электрический стул. Спенсер придумывает хитроумный план, согласно которому должны быть сфабрикованы косвенные улики, осужден не имеющий отношения к делу человек, а когда вердикт будет вынесен, как черт из табакерки появится сам Спенсер и предъявит доказательства невиновности. В качестве подсадной утки предлагается выступить Гаррету. Они выбирают заведомый "глухарь" - убийство танцовщицы сомнительного заведения - и начинают действовать. Помолвка отложена, улики подброшены, Гаррет обвинен, а Спенсер погибает в автокатастрофе со всеми документами, доказывающими невиновность. Поверит ли невеста Гаррету и сумеет ли спасти его от электрического стула?
Ланг, как всегда, противопоставляет человека, систему и обстоятельства, которые могут заставить пойти на убийство. Все это он препарирует с бесстрастностью хирурга, вскрывая самые отвратительные человеческие слабости. Ведь каждый персонаж, кроме, пожалуй, девушки, имеет еще и скрытые мотивы. Русское "закон - что дышло" для Ланга неоспоримый факт. Эта тема проходит красной нитью через все его творчество, начиная с "М". Как и невозможность для человека противостоять системе, ломающей его.
Хотя финалом Ланг и выворачивает все наизнанку, но, мне кажется, виноват здесь пресловутый кодекс Хейса. Ланг бы с удовольствием оставил преступника на свободе, чтобы показать несовершенство системы. Но это дело неблагодарное, додумывать за режиссера, не буду больше)
Эндрюс здесь великолепен. Он повзрослел и заматерел. Фонтейн явно занимает место Вероники Лэйк и никак себя не проявляет. А вот Барбара Николс в роли одной из танцовщиц клуба мне очень понравилась. Ей все время достаются роли второго плана, а жаль.
Click to view