Как известно, летом 1943 немецкие "тигры" а также "мардеры" и даже обычные ПТО сорвали затеянный товарищем Ротмистровым раш по центру под Прохоровкой. С тех пор товарищ Ротмистров любил при случае напомнить конструкторам, какие они лохи и что настоящий танк должен мочь и уметь рашить.
""О мероприятиях по улучшению танковой техники Красной Армии"
30 августа 1944 г.
В целях повышения боевой эффективности мото-мех. войск Красной Армии необходимо срочное проведение в жизнь следующих мероприятий:
1. Обеспечить превосходство советских танков, по основным боевым качествам, над танками противника.
2. Определить типаж необходимых для Красной Армии танков и самоходных установок.
Кратко, на сегодня, соотношение наших танков и танков противника определяется следующим:
Танку Т-34 противопоставляется танк T-V (Пантера).
Танку тяжелому (ИС) противопоставляется T-VI (Тигр) и "Королевский Тигр".
В целом танк Т-34 слабее танка T-V, особенно отстает вооружение Т-34, - пушка 85 мм не пробивает носовой наклонный лист T-V с любой дистанции; в то время как танк T-V пробивает носовую броню Т-34 с дистанции до 2-х км.
Тяжелый танк по бронированию примерно равен танку T-VI и уступает "Королевскому Тигру". Пушка 122 мм, смонтированная на ИС, несколько лучше пушки танка Т-VI и примерно равноценна пушке "Королевского Тигра".
Самоходная установка "Фердинанд" превосходит по бронированию все наши танки.
Следовательно, перевооружение танков Красной Армии, произведенное в 1943-1944 гг., в целом обеспечило лишь наличие примерно равных боевых качеств у наших новых танков (модернизированный Т-34 и тяжелый танк) в сравнении с танками противника.
В то время как в задачу перевооружения должно входить обеспечение превосходства.
Наши новые танки по броне и вооружению превосходства над основными танками противника не имеют.
О самоходных установках.
В отношении наших самоходных установок СУ-85 мм и СУ-122 - необходимо отметить их безыдейность.
Основным отличием самоходной установки от танка, на базе которого она выполнена, является вооружение.
Калибр пушки (и начальная скорость снаряда), устанавливаемой на СУ, должны быть обязательно выше, чем на танке, на базе которого выполнена самоходная установка. На наших СУ смонтированы те же пушки, что и на танках, следовательно, они отличаются от танка только в худшую сторону - отсутствием маневра огнем, поскольку на СУ нет вращающейся башни. Следовательно, все задачи, которые возлагаются на СУ, с большим успехом могут быть выполнены танками, т.е. в том виде, как они делаются, наши СУ не нужны, они действительно являются испорченным танком, как в шутку их называют танкисты.
Вполне очевидно, что при наличии более мощного вооружения на наших СУ их боеспособность была бы резко повышена и они были бы машинами более высокого класса в сравнении с танками, на базе которых они выполнены.
Конструктивным дефектом наших танков является устарелость ряда важных агрегатов, а именно:
механизма поворота башни,
всей трансмиссии на Т-34,
коробки перемены передач на ИС.
Отсутствуют амортизаторы в подвеске, трансмиссия наших танков требует частых и сложных регулировок.
Обычно распространена та точка зрения, что в течение войны механизмы танков упрощаются и что вообще танк грубая машина, хотя на самом деле это не так.
Как показала Вторая мировая война, механизмы танков в течение войны не упрощаются, а усложняются:
вводятся стабилизаторы,
гидроприводы для поворота башни,
избиратели и сервомеханизмы в трансмиссии и т.д.
Т.е. делается все для повышения маневренности и надежности танка и облегчения ухода и управления боевой машиной.
Обычно принято считать, что новый, более современный механизм при внедрении в серию должен повлечь за собой резкое сокращение выпуска танков, опыт с производством механизма нового тяжелого танка говорит об обратном - наряду с резким повышением маневренности и надежности в работе, выпуск машин не только не сокращен, но даже увеличен.
Таковы основные вопросы.
Предложения:
1. Как по броне, так и особенно по вооружению как танк Т-34, так и Т-44 морально на сегодня устарели.
Средний танк должен иметь пушку, по боевым свойствам близкую к 122 мм. Броня должна быть в диапазоне 90-120 мм. Форма корпуса наподобие Т-34.
2. Бронирование тяжелого танка, а особенно форма его корпуса, не соответствует требованиям, предъявляемым к бронированию машин этого класса.
Вместо существующего тяжелого танка надо форсировать ввод в строй танка 701. Танк 701 на сегодня является лучшим тяжелым танком в мировом танковом парке. Имея обтекаемую форму корпуса, подобную Т-34, и броню до 180 мм, при наличии пушки калибра 122 мм, и современную трансмиссию, которая обеспечит ему высокую маневренность, этот танк на поле боя действительно не будет превзойден.
Одновременно надо добиваться повышения начальной скорости пушки 122 мм и создания унитарного патрона, с целью повышения скорострельности системы.
3. СУ-85 и 122 мм необходимо срочно модернизировать за счет усиления вооружения:
а) на базе Т-34 надо монтировать систему калибра 100 мм,
б) на базе тяжелого танка - систему 122 мм, но с повышенными баллистическими свойствами.
Если учесть, что основным танком Красной Армии был и остается танк Т-34, то работу по его капитальной переделке следует считать самой главной и первоочередной.
Перечисленные мероприятия, при их реализации, позволят резко повысить боеспособность наших танков в отношении танков противника, обеспечив неполноценность на боле боя танков противника.
Маршал бронетанковых войск
Ротмистров"
"ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА КОМАНДУЮЩЕГО БТ и MB ГСОВГ МАРШАЛА
БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК РОТМИСТРОВА «ТАНКИ СОВЕТСКОЙ И
ИНОСТРАННЫХ АРМИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ»
24 марта 1947 г.
...
Общие выводы по танковой технике второй мировой войны и перспективы развития
1. В связи с увеличением толщины броневых листов и калибров вооружения, легкие танки имеют
тенденцию к уходу с поля боя: в тоже время количественно вырос класс средних и тяжелых танков.
2. Повышения надежности бронирования обеспечивается главным образом, увеличением
толщины броневых листов и углов наклона плоскостей. Броня в 200 мм в ближайшее время будет весьма распространенной. Ограничениями дальнейшего роста толщины броневых листов являются удельное давление на грунт, допускаемая по железнодорожным условиям ширина танка. Отсюда со всей остротой для будущего встает вопрос о резком изменении качества брони. Арифметическое наращивание толщины броневых листов заводит танкостроение в тупик. Повышать броневую защиту надо не столько за счет увеличения брони, сколько путем улучшения ее качества и применения конструктивной брони.
3. Эффективность пушек растет по линии увеличения как калибра, так и длины канала ствола. Пушки ставятся из расчета необходимости ведения огня прямой наводкой на дальних дистанциях (1 - 2,5 км), чем и определяются их калибры, начальная скорость и что предъявляет резко повышенные требования к приборам наблюдения.
Пробивная способность танковых пушек до последнего времени повышается, в основном, путем повышения начальной скорости снаряда и увеличения калибра, причем скорость увеличивается, главным образом, за счет удлинения ствола пушки. Вполне очевидно, что дальнейшее повышение начальной скорости удлинением ствола мало реально. Возможности в этом отношении имеются в направлении улучшения качества взрывчатых веществ и самого снаряда (его механической прочности, а также в конструкции ствола пушки.
Так, например, в немецкой противотанковой артиллерии появились пушки с коническим каналом ствола 28/20, 42/28 и 75/55-мм и в результате начальная скорость подкалиберного снаряда возросла до 1200-1400 метров/сек.
Для уяснения значения начальной скорости и влияния механической прочности снаряда на его бронепробиваемость достаточно привести такой пример: снаряды к 90-мм пушке американского танка Т-26Е4, снабженные наконечном из карбида вольфрама, способны пробить броню толщиной в 355 мм с дистанции 275 метров.
Калибр также подходит к своему пределу, поскольку увеличение калибра резко повышает вес и габариты снаряда, т.е. затрудняет заряжение и снижает возимый боекомплект.
4. Моторная группа в смысле необходимого диапазона мощностей и надежности наименее отработана. Диапазон мощностей является узким местом, тормозящим своевременное совершенствование танков.
5. Приборы наблюдения, механизмы поворота башни и стабилизирующие устройства пушек требуют к себе большего внимания, чем это имеет место. Меткость и маневренность огня танкового вооружения зависят, в первую очередь, от совершенства этих агрегатов.
Предельный вес тяжелого танка
Поскольку основными на поле боя являются танки с мощным бронированием и вооружением важно определить, какие же предельные возможности имеются по увеличению толщины броневых листов такого танка. Если исходить из того, что танк должен быть неразборным, а также должен перебрасываться по железным дорогам, не вызывая осложнений, то показателями, лимитирующими вес танка, являются допускаемая по габаритам железнодорожного транспорта ширина танка, а также удельное давление и отношение длины опорной поверхности гусениц к ширине колеи, ограничивающее поворотливость танка.
Если допустить, что переброска танков во всех случаях будет происходить на специальных автомобильных платформах, то габарит может быть увеличен по ширине, а вместе с ним и предельный вес танка. Чем толще броневые листы, тем меньше должны быть габариты моторно-трансмиссионной группы: они, в конечном счете, в конструктивном плане будут определять предельную толщину броневых листов. Чем толще броня, тем меньше полезный объем корпуса танка и тем меньший объем остается для моторно-трансмиссионной группы.
Для танка с самым мощным бронированием неизбежна форма корпуса по типу танка Т-34. Принимая допустимый габарит по ширине до 4-х метров, т.е. исходя из возможности транспортировки на автоплатформах, допустимый вес можно увеличить более 100 тонн и толщину броневых листов до 350-450 мм.
Если же сверхмощные танки строить в расчете на железнодорожные перевозки, то при габаритах по ширине, допускаемых железнодорожным транспортом, предельный вес танков ограничивается весом 97 тонн.
Итак, при существующих методах компоновки танка предельная толщина брони не может быть выше 350-450 мм, если исходить из условия, что он будет транспортироваться по железной дороге. Очевидно, что даже в пределах существующих калибров танковых и противотанковых пушек (100-128 мм) за счет дальнейшего повышения начальной скорости снаряда можно обеспечить поражение, если не броневых листов (указанных сечений), то их соединений с дистанций 1,5-2 км. А дальше в качестве как брони, так и пушек должен произойти скачек.
Арифметическое наращивание толщины броневых листов, а также длинны канала ствола и калибра пушки в ближайшем будущем скажется невыполнимым. Количество должно перейти в качество. Пока же обеспечение в танке толщины броневых листов в 300-350 мм позволяет, в условиях сегодняшнего дня, создать первоклассный танк прорыва."