29 июня 2013 г. с группой трамвайных любителей из Москвы и Санкт-Петербурга я посетил город Новополоцк, где и осмотрел самую маленькую в Беларуси трамвайную систему.
В город Новополоцк мы ехали на автобусе из города Полоцк... Мало того, что один из рейсов 10-го маршрута (по расписанию) не пришел (соответственно автобус был набит по самое нехочу), так еще и качество дороги между двумя этими городами оставляет желать лучшего - сплошные выбоины, ухабы. Не думал, что подобные дороги есть в Беларуси... Путь на автобусе между городами Полоцк и Новополоцк занимает порядка 30 минут. Приехали мы на остановку "Автовокзал" и, далее, стали изучать трамвайную сеть, кататься на вагонах и т п. Часа через три моей прогулки начался дождь и я вернулся обратно в Полоцк...
Ну а теперь, непосредственно, Новополоцкий трамвай.
Трамвай в Новополоцке был открыт для подвоза жителей Новополоцка к самому крупному в Беларуси химическому предприятию - заводу "Полимир". Трамвайная линия проходит по окраине города Новополоцк и далее, после автовокзала, вдоль шоссе идет как раз таки к заводу "Полимир". Длина трамвайной линии - порядка 11 км, открылась она в 1974 году.
На линии эксплуатируются Усть-Катавские (71-605, 71-605А) и Белорусские (БКМ 60102, БКМ 62103) трамвайные вагоны. В выходные на линию выходят 3 вагона, в будние - 6 вагонов (поездов) - иногда на линии попадаются парники из вагонов КТМ-5. Трамвайное движение осуществляется по двум маршрутам: по полному "завод "Измеритель" (к/ст в городе) - "Нитрон" и укороченному "Депо" - "завод "Измеритель". Нумерация маршрутов, как таковая, отсутствует - конечная остановка пишется на маршрутоуказателях вагона. При мне, в выходной день, движение вагонов по полному маршруту осуществлялось одним вагоном из трех, два других вагона ходили по укороченному маршруту.
Путевое хозяйство в городе, в целом, находится в удовлетворительном (ближе к хорошему) состоянии.
Ну а теперь, фотографии. Некоторые - не особо качественные из-за плохого пасмурного освещения и впоследствии начавшегося дождя...
01. Автомобиль в районе автовокзала... Стоимость парковки - 4 российских рубля за час...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9227/4540918.26/0_8cfb4_c366897a_XL)
02. Трамвай БКМ 60102 №055, улица Блохина, остановка "Автовокзал"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6707/4540918.26/0_8cfb5_d408d827_XL)
03. Он же сзади... Вся линия Новополоцкого трамвая проходит по выделенному полотну с незначительным количеством пересечений с автотранспортом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6723/4540918.27/0_8cfb6_ebf65d10_XL)
04. Расписание по остановке "Автовокзал" в сторону завода Измеритель
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9153/4540918.27/0_8cfb7_dec81d21_XL)
05. Трамвай БКМ 62103 №059 в трамвайном парке. Это в настоящий момент единственный в Новополоцке полу-низкопольный трамвай (в районе средней двери)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9255/4540918.27/0_8cfb8_ff7a66bb_XL)
06. Трамвайная линия в районе депо
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6722/4540918.27/0_8cfb9_c083469e_XL)
07. Вагон №059 выезжает из депо на маршрут
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9220/4540918.27/0_8cfba_5d1a25d6_XL)
08. Трамвай БКМ 60102 №060 следует по Промысловой улице. Самый новый вагон в городе :)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9220/4540918.27/0_8cfbb_d6ee70ff_XL)
09. Тот же вагон на к/ст "Завод "Измеритель" - живописное кольцо в лесу...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9165/4540918.27/0_8cfbc_b29b9c7a_XL)
10. Вагон выезжает с кольца...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9302/4540918.27/0_8cfbd_131357ad_XL)
11. Трамвайная линия по Комсомольской улице... Довольно "убитый" переезд через пути
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6717/4540918.27/0_8cfbe_ec5aae9_XL)
12. Трамвай БКМ 62103 №059 следует по Комсомольской улице
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9259/4540918.27/0_8cfbf_f1769ae3_XL)
13. Встреча двух трамвайчиков на улице Блохина
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6721/4540918.27/0_8cfc0_fdf9cf57_XL)
14. Ну и заключительная фото от посещения Новополоцка, как и первая, вагон БКМ 60102 №055 в районе автовокзала.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9259/4540918.27/0_8cfc1_9ff2e3d1_XL)
Вот и всё. Вагонов на линии было мало - с фотками особо не развернуться, да и в трамвайное депо нас не пустили.