По сути, пост сегодняшний идет в продолжение
поста полуторалетней давности.
Тогда, в августе 2012 года, я посетил выставку в Хельсинки, где был представлен макет нового трамвая для города, который изготавливает фирма "Transtech".
Первый новый трамвайный вагон проходит обкатку с пассажирами с лета 2013 года, второй - с осени. В первых числах марта 2014-го года и мне удалось прокатиться в новом трамвае. Краткий обзор этого вагона - и есть тема этого поста.
Итак, трамвай "Transtech Artic" финского производства!
01. Трамвай Transtech Artic №402
Информация о вагоне с
сайта производителя:
Низкопольный трамвай Transtech - это современная версия традиционного сочлененного трамвая. Ранее нашим предшественником, заводом компании "Валмет" в Тампере, было поставлено 82 сочлененных трамвая для города Хельсинки. В новом трамвае традиционная свободно поворачивающаяся тележка сочетается с низкопольной конструкцией вагона. Трамвай разработан с учетом жестких эксплуатационных требований, предъявляемых сложной топологией рельсовых путей и сложными погодными условиями.
Низкопольный трамвай Transtech отлично подходит для рельсовой сети, изобилующей крутыми кривыми в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этом в соответствии с современными требованиями пол трамвая выполнен низким по всей его длине, а поворотные тележки благодаря своей уникальной конструкции поворачиваются под вагонами так же свободно, как и в традиционных сочлененных трамваях.
Благодаря запасу хода трехуровневой подвески и конструкции сочленения межвагонной переходной площадки трамвай адаптируется к горизонтальной и вертикальной траектории пути, равномерно распределяя нагрузку на колеса, и обеспечивает комфортность поездки даже на путях с плохим техническим состоянием. Конструкция тележки эффективно абсорбирует резкие удары колес о рельсовый путь, особенно в зимнее время. Трамвай плавно и бесшумно движется и в крутых кривых, и по стрелкам, прохождение которых было проблемным для обычных низкопольных трамваев. Конструкция тележки минимизирует износ колес и рельсов.
Низкопольный трамвай Transtech рассчитан на неблагоприятные погодные условия северного климата. Тщательное проектирование деталей шасси трамвая предотвращает их забивание снегом и льдом. Во избежание накопления влаги и конденсата в конструкциях применяются эффективная термо- и влагоизоляция, а также дренажные конструктивы.
При проектировании низкопольного трамвая компания Transtech стремилась обеспечить его комплексную экономичность, то есть высокую надежность и практичность в сочетании с низкими затратами на эксплуатацию и обслуживание.
Трамвай изготовлен с использованием проверенных временем надежных решений, которые были усовершенствованы в целях минимизации времени вывода состава из коммерческой эксплуатации на время проведения ТО. Конструкции наружной обшивки, которые часто повреждаются в процессе движения по городу, поддаются быстрой замене благодаря использованию экспресс-фиксаторов. Надежно защищенный от коррозии кузов из конструкционной стали рассчитан на весь срок службы трамвая и прост в ремонте при устранении крупных аварийных повреждений.
Интерьер вагона спроектирован исходя из соображений удобства уборки и противодействия вандализму. При этом подверженные актам вандализма детали интерьера можно при необходимости быстро и легко заменить.
По сравнению с обычным низкопольным трамваем износ колес и путей уменьшен благодаря поворотным тележкам и значительному запасу хода подвески.
Трамвай оборудован энергоэффективным электроприводом на всех осях. Энергия торможения может использоваться для обогрева салона. Для рекуперации энергии торможения трамвай может быть также оснащен суперконденсаторами.
Так же с сайта производителя можно скачать
информационный буклет про этот трамвай.
Ну а теперь мои впечатления как пассажира о поездке в этом трамвае:
02. Трамвай Transtech Artic №401. Объявляется посадка в трехсекционный низкопольный вагон!
03. Салон, вид на заднюю секцию. Вообще большая часть вагона состоит из сидячих мест - они везде, даже откидные на накопительных площадках.
04. Адресное открывание дверей...
05. Запрос на остановку в новом вагоне подтверждается красным индикатором на кнопке (лампочки загораются только в той секции, где запросили остановку).
06. Суровый трамвайный пол из резины. Сделан исходя из вандалоустойчивости и удобства уборки трамвайного вагона.
07. На потолке вагона в районе светильников имеется щель в обшивке, через которую видно провода, оборудование и т.п. Мелкая недоработка, на мой взгляд.
08. Освещение салона довольно интенсивное, белого оттенка.
09. Обивка сидений выполнена со схемой трамвайных маршрутов города. Кстати, схема не самая свежая :)
10. Сиденья в трамвае расположены по схеме 2+2. В проходе умещается один человек. Но в Финляндии все занятые сидячие места уже являются стандартом полной загруженности вагона.
11. Аварийное открывание дверей без трехгранки невозможно. Здесь я подумал, что оказался не в Финляндии. Еще один недочет вагона на мой взгляд...
12. Сиденья в трамвае достаточно высокие. С одной стороны, это удобно, с другой стороны - они несколько утяжеляют вид салона.
13. Вид от задней площадки к кабине. Над зоной тележек сиденья располагаются на "подиуме". Тележки в вагоне вынесены из зон сочленений.
14. В целом, вагон стильный, опрятный, интересный!
15. Вид на среднюю и головную секции. В вагоне четыре двухстворчатых двери и две одностворчатые (у кабины водителя и на задней площадке).
16. Вид на первую секцию и кабину водителя. До кнопок запроса остановки можно дотянутся рукой практически из любого места вагона.
17. Информационное табло в вагоне, установлено в каждой секции.
18. Еще один вид на салон. Вагон, кстати очень тихий. Практически не слышна работа электродвигателей, нет характерного "завывания" двигателя при разгоне. Вагон крайне плавно и бесшумно проходит узлы и стрелочные переводы - они в принципе незаметны.
19. Откидные сиденья на накопительной площадке. Вагон весь в сиденьях, нет места где их бы не было (за исключением дверных проемов). Накопительные площадки есть только напротив дверей (по ширине двери), на мой взгляд этого недостаточно, по крайней мере на трамвайных маршрутах, курсирующих к паромным терминалам, где одновременно в трамвай загружаются толпы народа с крупным багажом.
20. Выходим из трамвая. Осторожно, двери закрываются!
21. Двери прислонно-сдвижные. Работают они достаточно медлительно. Но, думаю, это можно откорректировать.
22. Трамвайное окно
23. Вид на маршрутоуказатель - он очень яркий и хорошо читаемый. Зеркала заднего вида в трамвае отсутствуют, их роль выполняют камеры, которые установлены на каждой секции.
24. Передняя часть вагона. В том числе и окошко с электронным номером трамвайного наряда. Для трамвайных фанатов плохо то, что на передней части кабины вагона не нанесен его номер, он есть только сбоку.
25. Вид на тележку вагона. Как я уже говорил, вагон едет очень плавно и бесшумно даже на стрелочных переводах и по узлам.
А теперь фотографии вагона с разных сторон в разных частях города.
26. Конечная станция "Munkkiniemi"
27. Проспект Маннергейма.
28. Там же. Вагон 401 в кривой. При мне каждый день новые вагоны попадались на разных маршрутах.
29. Конечная станция "Катаянокка"
30. Munkkiniemi
31. Laajalahdentie
32. Проспект Маннергейма
33. Конечная станция "Pikku Huopalahti"
34. И вновь самый центр города...
35. Участок со сплетением путей...
36. Депо Коскела
37. Трамвай на кольце в Катаянокка
38. Вид на вагон сзади, депо Коскела
39. Korppaanmäentie
В общем, я считаю, что у финнов получился достойный, хороший, надежный трамвай!
Начиная со следующего года новые вагоны в город будут поступать уже массово. Вагоны будут сделаны с учетом недоделок, выявленных при эксплуатации двух опытных трамваев в 2013-2014 годах.
Конец поста :)