Прошу ногами не бить, что нашлось, то и выкладываю .... Давненько я к этому архиву не притрагивался. Лет кажется восемь или больше, и не притронулся, если бы речь про предмет на зашла бы .... Комментарии по тексту скорее всего от
gekkkon, именно с ним мы совместно мучали школьничков. Статья видимо не была закончена или же более полный вариант не сохранился .....
"ХОРОШИЙ " спецшкольник
"Дворцовые интриги сделали твой ум неповоротливым, Бывший, но и тебя не тронул бы Черный ветер. Плохой из тебя выйдет раб. И из меня. И из Бродяги. Из Чужого вообще не выйдет. Мы приучены думать. Почему надо спать, где положат? Почему надо есть, что дают? Плохой раб, много ест, мало работает, задает вопросы. Солдат - хороший солдат, заметь! - вопросов не задает. Он приучен выполнять приказы, это у него в крови. Солдат силен, ест, что дают, спит, где положат, живет и умирает по слову хозяина. Отличный раб."
Г.Л. Олди "Витражи Патриархов"
1. Введение
В современной европейской цивилизации существует некоторый общественный институт, внешне не очень заметный, но на котором, по сути, базируется все остальное. Этот институт - конечно же школа. Все мы проходили через этот институт, причем именно в то время, когда формировались как члены общества, когда складывались навыки взаимодействия с себе подобными, с общественными формированиями, навыки получения и переработки информации, то есть базисные для дальнейшего существования в обществе навыки. Думаю никто не возьмется отрицать, что школа - это особый мир, со своими стереотипами поведения, своей системой оценок и т.д.. В этом мире у школьника вырабатываются формы поведения, оптимальные, с точки зрения именно этого мира. Далее он попадает во внешний мир, но его учили совсем не для этого. И чем лучше он учился в школе, чем сильнее с ней связан, чем лучше ему там было, чем лучше он выучился жить “там”, и тем труднее ему адаптироваться “тут”. Те, кому в школе было лучше всего, как правило, после учебы в институте, возвращаются обратно в школы учителями и круг замыкаются. Таким образом, школа является отдельной самоподдерживающейся реальностью, реальностью, которая в некоторой степени формирует нашу. К написанию данной статьи меня побудил давно подмеченный факт, что наиболее способные и умные школьники, а особенно спецшкольники (СШ), выходя из школы не только не «сохраняют» уровня, но зачастую опускаются даже ниже среднего. Это касается не только и не столько дальнейшей учебы, хотя известно что СШ могут блестяще сдавать экзамены и с треском вылетать на втором курсе. В основном это касается взаимоотношений СШ с внеучебным, реальным миром, с собой, с другими людьми. Парадоксально, но более способные, подготовленные, тонко чувствующие, внешнее более взрослые СШ оказываются гораздо менее жизнеспособными, чем сверстники. Кроме того, на протяжении изрядного времени после окончания школы СШ несет на себе некоторое клеймо своей школы, причем клейма у всех разные. Представителей 52 школы, например, трудно спутать с выпускниками 43 и 57. В основу статьи легли наблюдений над выпускниками и учащимися старших классов ряда московских спецшкол.
2. Модель существования.
Рассмотрим существование "хорошего СШ". Его жизнедеятельность проходит минимум в трех отдельных мирах - школа (Ш), мир снаружи (МС), внутренний мир (ВМ). Существование в мире рас-
смотрим в следующих аспектах: получение информации из мира, передача информации в мир, цель жизнедеятельности, обратная связь и критерии оптимальности поведения.
Как правило, "хороший СШ" выучивает шаблоны существования, принятые в школе, и переносит их в мир снаружи и внутренний мир. Рассмотрим эти шаблоны и последствия, к которым приводит слепое перенесение их в контекст, отличный от школы.
ШАБЛОНЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРОШЕГО СШ
1. Используемые репрезентативные системы.
а) Преимущественно знаковый (письменная или устная речь) характер получаемой и передаваемой информации. Основной поток информации идет извне. Навыки самостоятельной рефлексии зачастую слабо развиты, зато отлично развивается рефлексия типа “подумайте об этом”).
б) Очень слабо задействован кинестетический канал, информация, получаемая по нему, носит как правило негативный характер (роки физкультуры). Навыков кинестетического общения с собой или другими зачастую практически нет.
в) Негативная окраска информации, поступающей по кинестетическому каналу, приводит к неприятию себя или себя как природного существа. Данный эффект усугубляется подростковыми комплексами , установленными извне страхом выйти из-под рационального контроля, недоверием к природным процессам; вообще мыслями о том, что “спонтанное - это плохо”.
“Именно то, что наиболее естественно, - заметил Бол-Кунац,- менее всего подобает человеку.[...] Естественное всегда примитивно,- продолжал между тем Бол-Кунац. -А человек - существо сложное, естественность еему не идёт.” - А. и Б. Стругацкие, “Время дождя”.) -
и комплексом неполноценности, который в некоторых школах используется как стимул к учению. В процессе жизнедеятельности акцент переносится на рассудочную деятельность, тело за невнимание платит взаимностью и круг замыкается. В результате СШ склонен рассматривать себя как "управляющие мозги" с мешающими довесками.
2. Получение информации
а) Критичность к получаемой информации очень снижена, "хороший СШ" должен представлять из себя некоторый ящик, в который все суют и суют информацию. Как правило, вся эта информация декларируется как имеющая одинаковую ценность, попытки ограничить поступающий поток за счет отбрасывания малоценной на собственный вкус СШ информации не приветствуются - как и все прочие проявления собственного - отличного от “системного” - вкуса, но это и понятно. ведь воспитывают “достойную смену”, точное подобие воспитателей. .
б) Процесс получения информации у СШ носит пассивный характер, так как поток информации не зависит от наличия или характера запросов. Навыки поиска, систематизации и выявления пробелов в полу чаемой информации практически не развиваются.
3. Обработка получаемой информации
б) Как правило невелика, школьник в конечном итоге, если не на экзаменах в школе, то на приемных точно, должен отрыгнуть некоторую дозу поглощенной информации. Чем менее переварен будет, тем
лучше. Знания и навыки слабо адаптируются под конкретную личность.
в) Способность применять полученные знания тренируется на задачах, заведомо решаемых на основе информации, представленной в условии (“угадать, что загадали” вместо “постичь”) - многих это приучает к тому, что все задачи решаемы известными средствами, и - в комплексе с “борьбой за дисциплину” - отбивает поисковое поведение и учит быть “вечно вторым”.Как правило для решения задачи надо применять знания только одного учебного направления. Это приводит к тому, что знания не образуют единой системы, а носят характер набора отдельных инструментов.
4. Критерии оценок
а) Критерии оценок “плавающие” и задаются, как правило, извне.
б) Самооценка СШ связывается с его соответствием принятым в школе шаблонам и при этом активно используется как стимул к обучению, что приводит к одной из двух ситуаций - либо СШ в собствен-ных глазах сверхкрут, либо имеет комплекс неполноценности. Иногда вместе: со своими - слегка неполноценен, а вне школы то крут, то снова неполноценен...). В любом случае СШ привыкает смотреть на себя глазами школы и соответственно оценивать себя с точки зрения внешнего наблюдателя, “общественного мнения своей страты”.
5. Обратная связь
а) Поступает немедленно и отчетливо в виде оценки-отметки. Критерии оценки смотри выше. Отсутствие долговременной обратной связи - отчасти из-за того, что критерии для оценивания школьников преподами меняются в зависимости от настроения эмоциональных преподов и не связывают в головах школьников их действия с “ответами” мира)- приводит к отсутствию навыков смотреть далеко вперед, -”Будущего нет”, есть только сейчас и немного впереди
6. Мета-модель существования
а) Жизнь в школе как промежуточный, временный этап на пути к дальнейшей цели, надо пробежать этот участок и этому подчинено почти все существование (“бег-за-морковкой”).
б) Цель задана как правило сверху - поступление в ВУЗ - и редко детализирована. Зачастую носит "точечный" характер, жизнь после достижения цели либо никак не прописана, либо представляется
очень туманно.
в) Поступление в ВУЗ представляет кульминацией и результатом всей предшествующей жизни. Самооценка СШ напрямую связана с поступление, поэтому провал на экзамене воспринимается как "конец мира" и может привести к нервному срыву, вплоть до самоубийства.