Табуирование и мистика. Наброски к статье про "свободное" воспитание

Jun 21, 2011 04:20

 Сегодня купила себе книжек почитать. Меня привело в восторг репринтное издание Б.А. Красовского "Горе и радость детского возраста. Лекции по психологии чувств ребенка" изд Москва 1905 - 2009 г.. Еще одной моей маленькой радостью стало то, что я смогла спокойно, без чувства отторжения читать З.Фрейда "Тотем и табу".
Миф о золотом веке Б.А.Красовский
"Как известно, миф этот распространён среди всего индоевропейского племени, а против соблазна идеализировать первобытные условия жизни дикарей не устояли, кроме многих поэтов и беллетристов, и философские умы, вроде Руссо.
Что же представлял из себя на самом деле золотой век? Исследования этнологов доказывают, что пресловутая невинность нравов омрачалась, между прочим, повальным людоедством, а идиллическим радостям вряд ли было место среди неустанной борьбы, вечного страха и долгих лишений, чередующихся с краткими излишествами. Даже вечная бодрость, цветущее крепкое здоровье обывателей золотого века подвергаются сомнению. Еще до сих пор находят изуродованные кости доисторических людей с явными отпечатками болезней, которые по мнению сведущих, вызывались обитанием в сырых пещерах".
"Относительно времени возникновения мифа о золотом веке мы, конечно, не осведомлены, но нам известно время, когда он воспевался Гесиодом и неврастеником Тассо, а далее известно время возникновения философии двух школ киников Руссо, Льва Толстого и Ницше; и вот хронология показывает нам, что все похвалы по адресу первобытного состояния раздавались в эпоху цветущей цивилизации и усиленного прогресса или непосредственно после таких подъёмов духовной жизни. Что позволяет нам рассматривать эти периодические явления как естественную реакцию, именно как реакцию усталости. "
"В трудные минуты упадка сил, душевного разлада и испытаний является потребность убежать от своего "я".
З. Фрейд "Тотем и табу"
Я начну цитаты сразу с основной части произведения Фрейда, когда он от описания тотема и табу приходит к выводу о сходности табуирования с неврозами.
" не останавливаясь на развитии этих социальных душевных движений и их отношений к другим влияниям человека, постараемся на другом примере второй главный признак невроза. По формам своего проявления табу имеет самое большое сходство со страхом прикосновения невротиков. Но при этом неврозе всегда дело идёт о запрещении сексуального прикосновения, а психоанализ показал, что влечения, которые при неврозе отклоняются от первичной своей цели и переносятся на другие, имеют сексуальное происхождение. При табу запретное прикосновение имеет, очевидно, не только сексуальное значение, а скорее общее значение нападения, овладения, подчёркивания значительности собственной личности... Таким образом, преобладание участия сексуальных влечений над социальными составляет характерный момент невроза."
"Это отклонение в конечном результате объясняется тем, что неврозы представляют собой асоциальные образования; они питаются средствами индивида и совершают то, что в обществе развилось благодаря коллективной работе. При анализе влечений неврозов оказывается, что при них решающее влияние имеют влечения сексуального происхождения, между тем, как образования культуры зиждутся на социальных влечениях, т.е. таких, которые произошли от слияния эротических и эгоистических компонентов. Сексуальная потребность не в состоянии таким же образом объединять людей, как требования, вытекающие из самосохранения; сексуальное удовлетворение есть, прежде всего, частное дело индивида.
Генетически асоциальная природа невроза вытекает из его первоначального устремления из неудовлетворённой реальности в более приятный мир фантазии. В этом реальном мире, который невротик избегает, господствует общество людей и созданные ими институты; уход от реальности является одновременно и выходом из человеческого сообщества".
"Невротики живут в особом мире, в котором, как я формулировал прежде, имеет значение только "невротическая оценка", т.е. на них оказывает действие только то, что составляет предмет интенсивной мысли и аффективного представления, а сходство с внешней реальностью является чем-то второстепенным. Истерик позволяет в своих припадках и фиксирует в симптомах переживания, имевшее место лишь в его фантазиях, хотя, в конечном счете эти фантазии сводятся к реальности".

Пока все. Потом добавлю. Цитаты в дальнейшем будут использоваться для анализа применения теории екуан в современном социуме.

Роды-в- бетон, Философия, Психология

Previous post Next post
Up