"Орда" - про то, как распилить 360 миллионов

Oct 10, 2012 11:39

    Посмотрел наконец фильм "Орда". Честно говоря, уже не хотел. Так как по многочисленным отзывам и немногочисленным фотографиям уже догадывался, что это очередная псевдоисторическая туфта, не имеющая к реальной истории никакого отношения. Речь даже не о реальности исторических событий. Можно сделать прекрасную вещь и на основе полностью вымышленных событий. Назывем же мы Париж XVII века эпохой мушкетёров, выдуманных гением Дюма.
    Здесь иное. Здесь вместо Золотой Орды XIV века нам подсовывают глухое монгольское или тунгусское стойбище, ни к чему не привязанное во времени.


Там был Сарай - огромный цветущий город, приведший в восторг марокканского путешественника Ибн-Батутту, объехавшего весь исламский мир, видевшего Каир, Багдад и Дамаск. Могущественные государи, роскошные дворцы, пышный двор, ковры, драгоценные меха и одеяния из золотой парчи. Тоговые и дипломатические связи с полумиром, редкая веротерпимость. Таинственный Гюлистан, о котором и поныне спорят был ли это загородный дворец или отдельный город, в котором и была резиденция Тайдулы, личности столь же знаменитой, сколь загадочной. Митрополит Алексей, власть которого была гораздо большей, чем власть московского князя, и которого суровый Сергий Радонежский прямо назвал "златотоносцем".

В фильме - несколько саманных сараев, чем-то напоминающий далёкий Тимбукту, пара юрт, отсылающих нас в забайкальские степи и кучка малосимаптичных диких персонажей, в овчинных полушубках, которые не одела бы во времена оны даже уважающая себя купчиха 3-й гильдии. Ещё десяток лошадей, несколько сабель и какие-то непонятные наряды с этнографическим уклоном.
  Особенно меня растрогали представления авторов о дипломатическом протоколе тех времён. Одно вручение ханской басмы русскому князю чего стоит.
-  А это что за шаромыги?
-  Это послы великого хана Джанибека
-  Какого ещё Джанибека?
-  Ну, хан у нас такой. Очень великий. Раньше Тинибек был, а теперь Джанибек
- А это что за х..ня?
- Грамота великого хана
- А чего ты мен всякую херню в нос суёшь? Дьяку отдай. Давай по быстрому, своими словами, что там написано. А то мне недосуг, всякую чурбанскую галиматью разбирать.
И дальше в том же духе.
Впрочем, писать обо всём этом можно долго.
Каждый, кто помотрел сей шедевр, может сравнить его с описанием Карамзина

"Узбек ехал тогда на ловлю к берегам Терека со всем войском, многими знаменитыми данниками и Послами разных народов. Сия любимая забава Ханова продолжалась обыкновенно месяц или два и разительно представляла их величие: несколько сот тысяч людей было в движении; каждый воин украшался лучшею своею одеждою и садился на лучшего коня; купцы на бесчисленных телегах везли товары Индейские и Греческие; роскошь, веселие господствовали в шумных, необозримых станах, и дикие степи казались улицами городов многолюдных."

Подозреваю, что авторам фильма всё вышеописанное известно не хуже, чем мне. И всё это - соболя, парча, дворцы и драгоценное оружие было щедро использовано при составлении сметы на фильм. Не зря же она составила 360 миллионов рублей. Годовой бюдет среднего российскогог города.

А вот почему ны выходе соболя обернулись овчинами, парча - дерюгами, а само слово сарай было воспринято авторами уж черезчур буквально. Во время всего просмотра (так как на экране смотреть было совершенно нечего) я пытался понять хотя бы что же там могло потянуть на 12 миллионов забугорных карбованцев. Хотя некоторые костюмы, судя по их состоянию вполне могли сойти за дошедшие с XIV века и отрытые недавно археологами.

В общем фильм получился не про Орду. И не про средневековую Москву с тогдашним митрополитом, причисленным, кстати, к лику святых. Фильм про нас сегодняшних.
   Про бескультурие, необразованность, наплевательство, неуважение к собственной стране и её истории.
   И про финасовые чудеса необыкновенные.

Кино, Почём опиум для народа, Псевдобизнес

Previous post Next post
Up