Заморочки русской философии (Часть1)

Aug 07, 2009 10:37

250 лет безумству славянской мысли
Русская литература, изобразительное искусство, наука, кино и даже такая метафизическая штука как русский характер - более менее определены. А что есть русская философия - неясно до сих пор? Ведь, если считать ее основателем казацкого философа Григория Сковороду (как Ломоносова - науки, а Пушкина - литературы), то ей примерно 250 лет. Юбилей! А марксистко-ленинская философия тоже русская? Еще какая! Общие черты нашей философии и определяет неугомонная славянская натура.
Цель философии - создание модели мира. Каждый народ ее делает, исходя из особенностей своего восприятия. Индийский мудрец вряд ли бы утверждал как нигилист Ницше, что «жизнь на Земле мгновенье, эпизод, событие без плана», поскольку в курсе, что по «генеральному плану» период от зарождения до растворения вселенной - 4 320 000 лет. Далее верховный бог Брахма сворачивает материальную вселенную и творит ее снова.
Западная и восточная философии - две полярности, между которыми «примостилась» русская, которой стукнуло 250 лет. На Востоке философия и религия единое целое: философия индуизма, буддизма, даосизма. Философ - духовный наставник. На Западе - философия и религия разделились. Философы - академические ученые, уже не претендующие по-сократовски быть моральными учителями.
Россия в силу промежуточного положения создала феномены религиозной и научно-мифологической философии. При чем, главное не схема, а отношение к предмету, поскольку руководствуются русские философы, в первую очередь, эмоциями.
Например, Владимир Соловьев (1853 -1900) центральным объектом исследования сделал видение - Софии, Мировой Души. В состоянии аффекта ему являлся этот прекрасный женский образ. Как бы в наше время отнеслись к научному докладу о видении? Объявили автора сумасшедшим (хотя это нормально для русских философов: от Чаадаева до Даниила Андреева большинство были официальными или не официальными «безумцами»). Поэтому в Европе русскую философию воспринимают, как бы это сказать, с пожиманием плеч. Чего не скажешь о литературе, где призраки, видения, сны присутствуют на «законных» основаниях. Поэтому Достоевского с Толстым и Маяковского с Блоком ценят выше. Но знаменитые блоковские «Стихи о Прекрасной Даме» навеяны именно визионерским опытом Соловьева.
У Запада - склонность к внешнему, «горизонтальному», материалистическому, демократичному, рассудочному, «левому»; у Востока - к внутреннему, «вертикальному», духовному, традиционному, иерархичному, «правому».
А Россия - душа, эмоции (неудивительно, что Соловьев прозрел именно образ Мировой Души). Поэтому к каким бы левым или правым лагерям не принадлежали русские философы, их общее свойство - одушевление предмета исследования и его мифологизация.
К примеру, Алексея Лосева (1893-1988)не устраивала механика Ньютона, поскольку «она построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства». «Мир физики и астрономии скучное, отвратительное, безумное марево». Лосеву не нужен «мир без родного неба».
Каков аргумент?!
Но вернемся к началу. Оригинальная русская философия стартовала с казацко-украинского философа Григория Сковороды (1722-1794). Что не удивляет, так как он воспитанник Киево-Могилянской академии - могучего религиозно-образовательного заведения. Он неоплатоник-моралист, создатель концепции «трех миров». Микрокосм-человек, макрокосм-вселенная, связь между ними посредством символического мира Библии. «Что компас в корабле, то бог в человеке. Компасная в сердце корабельном стрела есть тайный язык, закон, глава, око и царство корабельное. Библия тоже именуется стрелой, как начертанная тень вечного закона и тьма Божия», - проповедовал Сковорода. Официальная церковь не очень была довольна его «учением сердца», видя ересь в желании трактовать священную Книгу как заблагорассудится.
Европа в XVII веке все больше уходила в натурфилософию, а Сковорода напоследок оставил знаменитую эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал», имея в виду, что мирское, суетное не могло заполучить его в сети, обмануть внешним блеском. Он задал главное направление исследования русской философии: создание духовно-мистической модели мира, способ постижения - эмоционально-аналитический.
Следующий известный русский философ Петр Чаадаев (1794-1856) призвал Россию пошевеливаться, дабы приблизиться к образовательным канонам Европы. Царь за критицизм объявил его сумасшедшим. Именно философ послужил прототипом (Чаадаев-Чацкий) для одного из первых классических произведений русской литературы - «Горе от ума».
Чаадаев подчеркивал, Россия - наследница Византии, но ставил это в вину родной стране. Он не разглядел, что она переняла византийскую миссию - моста-регулятора между Западом и Востоком. Чаадаев ждал от России свершений в русле европейской цивилизации. Хотя она уже выполняла свою историко-политическую роль: обломала татаро-монгольское иго и прогнала Наполеона.
После Чаадаева русские мыслители разделились на славянофилов и западников. И те и другие увлекались немецкой классической философией: Кантом и Гегелем.
Рациональная модель мира в исполнении немцев - механизм, вроде часов. Кант обозначил его границы, а Гегель описал пружину - диалектику развития. То что, за пределами рассудка по Канту - не существует. Спровоцировал его на этот радикальный вывод швед Сведенборг - он ключевая фигура, где русские расходятся с немцами.
Эмануель Сведенборг (1688-1772) - шведский инженер, математик, анатом, физиолог, химик, минеролог, астроном и теософ. Переломный момент произошел, когда ему было пятьдесят семь лет - после видения получил возможность проникать в «эфирный мир духов». Затем почти тридцать лет шастал на тот свет и обратно, регулярно публикуя тома-дневники. Его неоднократно проверяли на «правдивость»: он расспрашивал духи умерших на предмет тайной информации, которая потом подтверждалась.
Самая известная книга «О небесах, о мире духов и об аде». В отличие от Данте - Сведенборг писал нудным языком ученого, он берет не стилем, а фактическими подробностями.
Рай и ад - действующие иерархичные институты. Первый создан Господом, второй произрастает из людского эгоизма. В раю - божественный свет истины, в аду - отраженный свет лжи. Адом правит Дьявол, но Господь главенствует над обоими институциями, поскольку ад всегда готов взбунтоваться. Запредельный мир в земной жизни познается символическими соответствиями.
Кант сначала увлекся теософией шведа, а потом раскритиковал ее в работе «Грезы духовидца» (1766). Он приводит совершенно нелепые аргументы: «В Стокгольме проживает господин Сведенборг, не занимающий никакой должности или службы и существующий на собственные значительные средства». В глазах немца отсутствие службы - грех.
Кант ошибался у Сведенборга была должность - королевского советника. Но дело не в этом. Кант отвергает саму возможность разума проникать так далеко. (Как по Чехову: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».) Для этого немецкий философ ввел понятие «вещь в себе», как свойство непознаваемости. Сведенборга он в шуточно-грубой форме объявляет умалишенным: «Адептов мира духов прежде считали нужным предавать сожжению, теперь достаточно дать им слабительного». Закончил он трактат более удачной остротой: «Любознательным людям, которые стараются что-нибудь узнать о том мире, можно дать совет: терпеливо дожидаться, пока не попадете туда».
На Востоке немало визионерских свидетельств. Та же тибетская «Книга мертвых». Но Кант провел черту между наукой (знания рассудка) и религией (знания интуиции). И только первую считал действительной.
Однако русским скучно доказывать постулаты, выжимая максимум лишь из рассудочного мышления. Но и по девять лет в пещере «созерцать стену» как буддийский монах Бодхидхарма - тоже не для нас.
Поэтому лучшие российские мыслители, ценя и Канта и Сведенборга, занялись пока друг другом: славянофилы и западники начали двадцатилетнюю публицистическую битву. Одни ратовали за социальные реформы (вплоть до революции) по европейскому образцу, другие за народность, самодержавие и православие. И тем и другим было не до создания самобытных мировоззренческих систем. Как выразился любимец Владимира Путина философ-эмигрант и государственник Иван Ильин (1882-1954): «Истинное бытие глубже, обширнее и богаче, чем выдумываемые «системочки». Вот наши философы и не заморачивались, накаляя спор.
Примирительным звеном стал религиозный философ Владимир Соловьев(1853-1900). Он выступил, исходя из христианского всепрощения, и против революционного насилия и против казни убийц Александра II. Александр III счел его «чистейшим психопатом». Что для русского мыслителя (в глазах обывателя и власти) - норма.
Уволившись из Петербургского университета, Соловьев с головой ушел в религиозную философию: взялся объединить католическую и православную церкви. Кем думаете его посчитали и одни церковные власти, и другие? Правильно. Но кто-то должен был начать процесс сближения?
Ночью в пустыне близ Каира Соловьев узрел Софию. И создал, соответственно, направление - софийность. Тезисы: богочеловечество и соборность.
Не смотря на хаотичность публицистики, делал поразительные по верности прогнозы. К примеру, о характере будущей немецкой экспансии: «Германский идеализм делает невозможным для немцев эмпирическое людоедство английской политики. Если немцы поглотили вендов, пруссов и собираются поглотить поляков, не потому, что это им выгодно, а потому, что это их «призвание» как высшей расы: германизируя низшие народности, возводить их к истинной культуре. Английская эксплуатация есть дело материальной выгоды; германизация есть духовное призвание. Англичанин является пред своими жертвами как пират; немец как педагог. Эмпирик англичанин имеет дело с фактами; мыслитель немец - с идеей; один грабит и давит народы, другой уничтожает в них саму народность».
Поэт Андрей Белый однажды спросил философа об отношении ницшенианского сверхчеловека к богочеловечеству. Соловьев заметил: «Идеи Ницше - единственное, с чем теперь надо считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре».
Словно ответ ницшенианскому «Антихристу»(1888) - соловьевская «Повесть об антихристе» (1900) - рассказ-пророчество о пришествии гениального ученого-правителя, который погрузит планету в пучину бедствий. Православные, объединив усилия с иудеями и католиками, еле сковырнут его. «Источник информации» Соловьев не разглашал.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Сковорода, Соловьев, Сведенборг, Чаадаев, Кант, русская философия, видения

Previous post Next post
Up