Марксистко-ленинская философия дала мало «звезд», в силу идеологического догматизма: русские преобразовали социально-экономическую теорию в «веру в социализм». Псведорелигиозная, идеологическая клетка была слишком тесной, чтобы, оставаясь философом, не выйти за ее пределы. Таких «беспредельщиков» оказалась двое: космолог Энвальд Ильенков (1924-1979) и социолог Александр Зиновьев (1922-2006). Оба фронтовики, оба работали в Институте философии АН СССР. Ильенков в своей ключевой работе «Космология духа» дает бессчетное число ссылок на Энгельса. А пишет почти как адепты индуизма: «И когда-то вновь - в далеком грядущем - новые существа, в которых природа разовьет мыслящий дух, будут - как и мы ныне - созерцать сверкающие над небом их Земли звездные миры с гордым сознанием, что эти миры обязаны своим существованием некогда исчезнувшему мыслящему духу, его великой и прекрасной жертве. Смерть мыслящего духа становится тем самым его бессмертием».
За подобные пассажи в конце 50-х - был исключен из МГУ.
Поэтичный Ильенков пытался в рамках марксизма оперировать категориями вечности, что невозможно по определению. К тому же у него складывался некий спорный космогонический идеал: через смерть обрести бессмертие. От науки и научной фантастики философ взмыл в область мистики (как режиссер Тарковский), а это в лучшем случае - не поощрялось. Рукописи задерживали, статьи резали. Не выдержав травли, покончил жизнь самоубийством.
Социолог и логик Александр Зиновьев мыслил более приземленными категориями. Но у советской социологии были явно нелады с действительностью: пафосная вера в коммунизм оборачивалась фарсом. Зиновьев пишет на эту тему социально-сатирический роман «Зияющие высоты»(1976), буквально подтверждая слова Лосева, написанные в 1918 году «Русская философия - это художественная литература».
Ильенков пробивал «крышу» марксистской идеологии, а Зиновьев разрушал ее «стены».
За свои «художества» в 1978 Зиновьев был выслан с семьей в ФРГ. Но если советским чиновникам - он виделся реакционно-правым, то на Западе - стал крайне левым, оценив социальные преимущества Союза. Сначала Зиновьев приветствовал перестройку, но, угадав ее фатальные последствия, обозвал «катастройкой». Вернулся в 1999. Здесь, самое смешное, он опять стал считаться правым, поскольку хотел укрепления государства.
Главное его социологическое открытие в том, что советское общество отличается от западного «коммунальностью: «Коммунизм и западнизм как типы общества с преобладанием, соответственно, коммунальной и деловой сферы».
Зиновьев в Германии стал ностальгировать по душевно-коллективной атмосфере СССР. В советских организациях гораздо больше ценилось: какой ты человек, а не какой профессионал. Руководители бесчисленных трудовых коллективов - типа пастырей. Советские герои литературы и кино - обаятельные и совестливые персонажи (в исполнении Леонова, Кононова, Буркова, Мягкова) не брали карьерных высот и по западным меркам были неудачниками. А карьеристы (вроде несимпатичного героя Басилашвили в «Служебном романе») дружно осуждались. Поэтому неудивительно, что в 90-2000-е, когда Россия попыталась жить по западной модели, наступил коллапс.
Но зиновьевская «коммунальность», тоже, по сути, что «соборность» в русской религиозной философии. Однако Зиновьев, как атеист (точнее он говорил - «верующий безбожник») с яростью и сарказмом отвергал усиление религиозности и церкви, как еще одного идеологического института. Если государству он уже «прощал» идеологическое давление («В российском обществе доминирующей является политическая власть, а не экономическая, поэтому Кремль стремится контролировать СМИ»), то церковников воспринимал как идеологических шарлатанов.
Зиновьев не понимал пагубности игнорирования подлинной вертикали (связи человек-Небо), исследовать, которую пытался его друг и коллега Ильенков. Ее функции в Союзе выполняла марксистко-ленинская идеология. Когда она обрушилась, крах СССР был делом времени.
Сейчас РПЦ пытается восстановить доверие к православной форме духовной вертикали. Но все мы свидетели какими неуклюжими методами (типа самоходной установки церкви-трансформера) она это делает. Однако, осознание реальности Вертикали как таковой необходимо. В какой форме - личное дело каждого.
Но понимаю, что нашего человека никакими аргументами не пронять. Поскольку даже русские философы, какими бы не увлекались интеллектуальными моделями, руководствуются эмоциями. Историк-философ Лев Гумилев (1912-1992) для оценки разных выдающихся личностей и целых народов даже термин специальный ввел пассионарность (от лат. passio - страсть, страстность) - «необоримое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников». Не смотря на дикую популярность термина, Гумилев, путая Вертикаль с Горизонталью, сваливает в одну кучу «пассионараных особей» и воинов-царей, и пророков (например, Чингисхана и Будду!). Что в корне не верно, поскольку ими движут разные энергии: одними - воля, другими - сверхчувствительность. Однако на вершине его топа «пассионарности» стоит универсальная личность - Жанна Д’Арк. Но таких исключений - единицы.
Особенно, такие личности появляются в эпоху перемен, когда Вертикаль меняется с Горизонталью. Философ-филолог Михаил Бахтин (1895-1978) заметил о подобном перевороте (работа «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и
Ренессанса», 1965): «В эпоху Возрождения иерархическая картина мира разрушалась; элементы ее переводились в плоскость; высота и низ становились относительными; вместо них акцент переходил на "вперед" и "назад". Этот перевод мира в одну плоскость, смена вертикали горизонталью (с параллельным усилением момента времени) осуществлялись вокруг человеческого тела, которое становилось относительным центром космоса».
Это - периоды фарса. Ренессанс - противодействие инквизиции, которая превратила религиозную Вертикаль в дубину - и глушило ей граждан, произошла подмена: религии - политикой (о чем говорил выше). Инквизиция опорочила саму идею Вертикали. Рабле, Бокаччо этому активно противостояли, называя вещи своими именами. Как в сюжете одного из рассказов «Декамерона».
Метки:Настроение: Нет или другое: accomplished aggravated amused angry annoyed anxious apathetic artistic awake bitchy blah blank bored bouncy busy calm cheerful chipper cold complacent confused contemplative content cranky crappy crazy creative crushed curious cynical depressed determined devious dirty disappointed discontent distressed ditzy dorky drained drunk ecstatic embarrassed energetic enraged enthralled envВо Флоренции жили два приятеля-купца: иудей и христианин. Итальянец все время агитировал еврея, перейти из иудейской веры - в христианскую. Однажды еврейский купец сказал: «Ну, ладно поеду в Рим, к родственникам. Погляжу на вашего Папу, чтобы принять решение». Итальянский купец приуныл: все знали насколько порочен Папа и его окружение. Через два месяца купец-еврей вернулся. «Что? Каково твое решение?» - спросил итальянец без энтузиазма. «Да, римский Папа - это нечто…», - задумчиво протянул еврейский купец. - Но вот мое решение: я крещусь!» ? «Почему, ? удивился его друг. - «Да, потому что Папа и его окружение делают все, чтобы христианская религия зачахла и исчезла. Но, несмотря на это, ее популярность растет. Значит, в основе ее Истинный Дух!» Такая вот своеобразная логика, вполне соотносимая с логикой русской философии.
Вообще эффект замены Вертикали Горизонталью (точнее Горизонталь становится Вертикалью) я бы назвал «перевертышем». В случае с Ренессансом это несло позитивный смысл. А в поп-арте - негативный. ЭндиУорхол вертикальный иконный принцип применил - к предметам потребления. Пафосные картины с супом «Кэмбелл» и денежными купюрами - типичные перевертыши. Поп-арт в Британии возник как пародия на общество потребления. А в США Уорхол сделал из него псевдорелигию.
Закончу обзор своей мировоззренческой моделью. Разумеется, сами понятия Вертикали и Горизонтали существовали до меня (Михаил Бахтин, князь Сергей Волконский, некоторые положения даосизма). Я только сделал из этого стройную систему, введя к тому же важнейшее понятия - точки пересечения, фокусировки, глубины отпечатка и т.д.
P.S. Из свежих примеров «руководства эмоциями» нашими мыслителями - это философ и один из авторов портала «Частный корреспондент» - Виталий Куренной. Он ценит основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938), утверждающего, что философия - «строгая наука». Виталий разделяет взгляды австрийца и тщательно разбирает…кинобоевики. Он написал труд под названием «Философия боевика» (легший в основу недавно опубликованной книги «Философия фильма»). Но можно ли Терминатора или Джеймса Бонда оценивать беспристрастно? Тут я процитирую Виталия: «Радикальное философское размышление является личным делом субъекта».
Это просто лозунг русской философии! Ведь она по-вольтеровски приветствует все жанры, кроме скучного. Читайте ее! Уж не знаю, станете ли вы от этого умнее, как от западной, или просветленнее, как от восточной, но скучно быть не должно.