О мифологизированных топосах: Пермь

Jun 07, 2009 20:07

Есть такая тема - «мифологизированные топосы». Ну, места - города, горы, острова, здания, точки на карте - почему-то считающиеся более интересными, чем прочие.

Причины такого повышенного интереса могут быть самыми странными и несовместимыми. Причём странность и несовместимость играют на руку: чем сильнее различаются причины интереса к какому-то месту, тем оно культовее.

Ну например. Вот знаменитая харчевня с оригинальной архитектурой, где Одноногий Билл застрелил Одноглазого Джо, и, кроме того, здесь подают лучших по эту сторону границы штата жареных креветок. На самом деле никто уже не помнит, чем был славен Джо и кто такой Билл, архитектура не Бог весть какая оригинальная, да и креветки не то чтобы большая редкость. Но СОЧЕТАНИЕ этих факторов делает харчевню местной достопримечательностью. А если бы там на втором этаже Элизабет Тейлор отдавалась Аврааму какому-нибудь Линкольну, или там Бараку Обаме - вообще было бы культовое место.

Итак, «мифологизированный топос» - это место, где произошло (или происходит) МНОГО РАЗНОГО, причём каждое разное - ПО-СВОЕМУ интересно.

Моно привести относительно свежий российский пример такого топоса, который возник буквально из ничего, причём на наших глазах. Пожалуйста - город Пермь и окрестности. Место, которое за последние годы стал восприниматься из той же Москвы «сааавсем по-другому».

Ну смотрите сами. С одной стороны, пермскую тему поднял писатель Иванов, который «Сердце Пармы» и прочие такие вещи. На самом деле Иванов - это Мамин-Сибиряк наших дней, эксплуатирующий, в общем-то, те же темы и образы (буквально - вплоть до «страшных староверов-изуверов»), но эксплуатирующий чрезвычайно успешно. Та же «Парма» или «Золото бунта» сделали для всероссийской известности Пермского края очень многое - как бы не плевались сами пермяки.

А с другой стороны - Иванов всё-таки «классик». Эстетика «пармы» - это фольклор и архаика. Но в той же Перми теперь функционирует гордеевский Музей современного искусства, куда подался «пресловутый Марат Гельман», и который удалось раскрутить на всероссийский масштаб.

С третьей стороны, Пермь в девяностых - это «столица российского либерализма» (вторая после Нижнего Новгорода), что вполне реанимируемо при определённых обстоятельствах.

А если ко всему этому добавить «пермский звериный стиль», построить ультрасовременный вокзал «не хуже чем в Самаре» (ну, понятно, что меньше и дешевле, конечно, но чтобы с вытребеньками и понтами, и парочкой скандалов вокруг строительства, что тоже полезно для привлечения внимания), сделать несколько интересных рок-групп и откопать в окрестностях хотя бы парочку поэтов, желательно трахнутых на всю голову - так ведь из города можно делать «культурную столицу местного значения». Чтоб из Москвы ездили «за признанием».

Это, если что, чисто спекулятивные рассуждения: понятно, что ничего такого не будет, «ибо Эрефия». Но вообще-то - жаль. "Вот же оно".

ДОВЕСОК. Мне тут напомнили: "рэпер Сява" тоже из Перми. Что хорошо вписывается в общую картину: таки да, в городке открылось если не окно возможностей, то форточка. Увы, - - -

)(
Up