Это что-то вроде посткомментария к статье Егора,
о которой я писал здесь. Существует известное противопоставление «святой традиции» и «мерзких новизн» - или, при перестановке знаков, «устаревшей архаики» и «всего современного и прогрессивного». Дескать, раньше люди жили правильно, а теперь живут неправильно, потому что у них свет, телевизор и генная инженерия. Или наоборот - что раньше люди и на людей-то не были похожи, потому что ссали с крыльца, а теперь у них сортир со смывом, и это совершенно их преобразило.
Во всех этих рассуждениях цепляет именно идея «преображения». Все вопли (ужаса или восторга) по поводу всяких изменений в человеческой жизни почему-то предполагают, что от этих изменений что-то радикально меняется в человеческой природе. Что люди становятся «другими», и не в каком-то бытовом смысле, а в сущностном. А уж если к человеческому мозгу присобачить компьютер с интернетом напрямую, так мы и вовсе превратимся в каких-то «иных существ».
На самом деле человеческая природа неизменна. Более того - занимаясь техническим и прочим прогрессом, мы всего лишь пытаемся вернуться к тому, что нам «положено по природе».
Как я уже сказал, нынешние люди являются урезанной версией того, чем человек может быть. Поэтому очень многие технологические вроде бы штуки люди воспринимают с радостью и облегчением - они хоть как-то заменяют то, что у человека вообще-то должно иметься (например, магические способности: абсолютно у всех народов есть представления о магии, везде одни и те же), но что ему отрезали (кто и почему - отдельная тема).
И даже если к человеческому мозгу прикрутить компьютер с радиостанцией, люди от этого не перестанут быть людьми. Может быть даже наоборот - станут БОЛЬШЕ на людей похожи.
Тут, однако, есть некий соблазн. Тот самый, о котором я говорил выше. Соблазн перестать считать себя принадлежащими к роду человеческому.
Надо сказать, что это куда более распространённое желание, чем мы думаем. Множество людей недовольны тем, что они - люди. Им хочется быть кем-то другим, какими-то «высшими сущностями». Не «уподобиться Богу» (это как раз желание нормальное и естественное, более того - Творец от нас именно этого и хочет), а именно «высшими сущностями». Которые «право имеют», а обязанностей никаких ни перед кем не несут, потому что высшие. Закона для них нет и заповеди не писаны, ну и так далее по всем пунктам.
Так вот. Творцу угоден прогресс и любые технические новшества, в том числе якобы «изменяющие человеческую природу» - потому что изменить её всё равно нельзя. Человек не может перестать быть человеком, даже если ему приделать золотые ноги и подключить мозг к Интернету напрямую. Или какие-нибудь «имплантанты» в бошку вклеить. Вот тоже напугали. Да одно только появление письменности изменило человеческое сознание больше, чем любые «имплантанты» его могут изменить, коли уж на то пошло. И что? Грамотные - уже и не люди? Вот то-то.
Но. Творцу решительно неугодно, чтобы люди перестали считать себя людьми, а записались бы в «сущности». Он плохо относится к «сущностям», и ещё хуже - к тем, кто туда записывается. На каком бы то ни было основании.
Кстати, это касается и традиционалистов. Если кто-то на основании того, что он не пользуется мобильным телефоном, живёт в пещере и питается репой, начнёт воображать о себе, что он «не человек, но ангел» - отношение Творца к этому человеку будет таким же, как если бы он вставил себе в жопь телекамеру, мозг проапрейдил бы килограммом кремния и германия, отрастил бы крылья и раскатывал на гусеничном ходу - и на этом основании вообразил бы себя «высшим разумом».
И более того - Творец ровно так же отнесётся к какой-нибудь тётеньке, которая купила себе дорогую сумочку со стразиками и на этом основании вообразила, что она уже не человек, а «гламурная фея» (бывает и такое помешательство). Впрочем, гламурные муклы обычно особых иллюзий на свой счёт не питают и смотрят на себя со здоровым цинизмом, за что им в Последний День скидка выйдет.
Ибо Его мало интересуют основания, по которым человек начинает отрекаться от себя и ближних. Человек может возмечтать о статусе «сущности» по любым поводам - благо, «сущности» ему эти мысли исправно подгоняют. Важно, поддаётся он этим светлым идеям или нет. И какие выводы делает.
Другой вопрос, что с развитием техники и экономики (второе важнее) поводов считать себя «сущностью» как бы добавляется. Когда человек возится в грязи, напрягая последние силёнки, он подвержен очень многим грехам и порокам, но не этому. А вот когда мозг подключён к Сети, а ноги золотые - тогда очень хочется вообразить себя чем-то кардинально отличным от того, кто возится в грязи. Отречься от предков, вознестись над ближними, и всячески совокупиться с сонмом дэвов, таких всесильных и светоносных.
В конце времён человечество достигнет невиданного благоденствия, а человек почти вернёт себе те возможности, которые ему были даны изначально. Почти - но и этого «почти» будет очень много. Тогда многие нынешние человеческие изъяны не то что будут преодолены - а перестанут быть актуальными. «Не укради», например, превратится в пустой звук - потому что зачем красть тому, кто всё имеет. Про «не пожелай жены ближнего своего» вообще забудут - ибо институт брака превратится во что-то совсем другое. Даже "не убий" может стать малоактуальным - потому что хрен его знает, можно ли будет это осуществить технически (во всяком случае, просто дубинкой человека последних времён будет ухайдакать затруднительно). И так далее.
Но вот желание отречься от человеческой природы станет крайне сильным и очень соблазительным. Возможно, именно оно-то и станет последним грехом человеческим - который всё и навернёт.
Впрочем, посмотрим. В Последний День, если найдётся время (подозреваю, суета и давка будет страшная), спрошу у кого-нибудь из потомков, как оно там всё вышло на самом деле.
ДОВЕСОК. Думаю, понятно, что желание «перестать считать себя человеком» является модификацией желания перестать считать каких-то людей людьми, а считать их «говорящими вещами», «рабами по природе», «грязными животными», «гоями», «неполноценными» и так далее. Оно даже опаснее, так как «грязное животное» может при определённых обстоятельтствах доказать «человеку», что оно - тоже человек. А вот доказать возомнившему о себе нечеловеку, что возомнивший - человек, куда сложнее.
)(