ТАМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА - КУМИР ЭПОХИ ДЖАЗА (1898-1980) (репост)

Dec 17, 2013 14:07

Полька по происхождению, Лемпицка большую часть жизни прожила во Франции и Соединенных Штатах, но при этом почему-то называла себя «падчерицей России». Это из стихов другого российского поляка Владислава Ходасевича, с которым она, вероятно, познакомилась во время своего пребывания в Петербурге.
Тамара родилась в Варшаве в 1898 году (по другим данным в Москве в 1896 году). Ее отец Борис Гурски был адвокатом, мать - дамой высшего света. Борис - имя совершенно не свойственное поляку... Может, он был русского происхождения? Тогда понятно, почему он назвал дочь Тамарой. Русское происхождение варшавского адвоката, однако, не подтверждает ни один источник. А вот, то, что родная сестра матери жила в России известно доподлинно.
Когда Тамаре надоело учиться, мать взяла ее с собой в Италию, и там девочка поняла, что любит искусство. Эту любовь она пронесет через всю свою жизнь. После размолвки с матерью Тамара в 1914-м уехала из Варшавы в Петербург, к богатой тетке Стефании Йенсен (фамилия датская, видимо, по мужу). И здесь открыла для себя другое пристрастие - высший свет.
В России она ведет светский образ жизни - общается с богемой, аристократами, и, между прочим, знакомится с блестящим адвокатом, красавцем и поляком к тому же - Тадеушем Лемпицким. Спустя два года они обвенчаются. Они молоды, красивы, счастливы в Северной Пальмире, но тучи над Россией уже сгущаются. Революция обрушивается на молодую семью даже не градом, а камнепадом. В декабре 1917-го чекисты арестовывают Тадеуша, ему грозит расстрел. И тогда Тамара, во имя спасения любимого человека, ценой супружеской измены со шведским консулом (возможно с датским), добывает для мужа иностранный паспорт. Они едут сначала в Копенгаген, а затем в Париж. Но семейного счастья уже не вернуть - Тадеуш превращается из блестящего баловня судьбы в вечно недовольного ворчуна. В Париже им вечно не хватает денег, и даже рождение дочери Кизетты не подвигло адвоката на поиски работы. Тогда Тамара решет взять судьбу семьи в свои руки, и зарабатывать на жизнь искусством, благо есть способности.
Она берет уроки у классиков фигуративной живописи Андре Лота и Мориса Дени. В 20-е годы погоду в искусстве делали журналы мод. Лемпицка удостоилась внимания Harper’s Bazaar и других американских изданий. Однако для славы потребовалось нечто иное: роман с Габриеле Д’Аннунцио, популярным писателем и общеевропейским ловеласом. Д’Аннунцио заказывает ей портрет. Совместная работа над ним на вилле поэта приносит неизбежные плоды (сохранились смешные мемуары домоправительницы донжуанистого итальянца, где описана циничная история этого романа). После д’аннунциевского портрета о Лемпицка начинают писать, призы следуют один за другим.
После тридцати она зарабатывает много, а похвал от профессионалов слышит все меньше и меньше. Зато двери лучших парижских домов открыты перед ней нараспашку. Она усвоила важную истину - когда пишешь портреты богатых и известных людей, частица из славы переходит и на тебя. Попытки совместить искусство с великосветской жизнью она не оставляет до конца своих дней. Но если поначалу ее воспринимали как художницу из знатного польского рода, то под конец - как баронессу, балующуюся изящным, рисующую «забавные картинки». Это произошло, впрочем, уже в Америке, куда она уехала в конце 1930-х. Новый спутник жизни, барон Рауль Куфнер, дает ей титул и богатство... Она уже не Лемпицка, а Лемпика (так она себя называет) - связи с прошлым порваны окончательно, она не полька и не русская, а полноправная гражданка блистательного мира дорогих автомобилей и нарядов от-кутюр.
Блестящая и невероятно красивая, с легко узнаваемым собственным стилем, Лемпицка мелькнула для многих мотыльком в период сумасшедшего «золотого межвременья» 20-30-х годов. Во всех ее работах, слишком стильных, - князья и маркизы... Дитя кубизма и артдеко, Лемпцика обожала объемные углы, крупные колени и выпуклые животы. Но главной проблемой (едва ли не единственной по-настоящему ее интересовавшей) оставалась она сама. Ей слишком хотелось быть любимой, и потому ее жизнь походит на типичный «женский роман». И может быть, поэтому в живописи Лемпицкой нет места страсти... Вместо нее - изящество эксгибициониста, тоскующего о чувствах, которые ему так и не удалось испытать.
Несмотря на многочисленные романы с аристократами Тамара не могла укротить свою бисексуальную природу. Она часто бывала на лесбийских вечеринках и обожествляла в своих работах образ обнаженной женщины.
Ее «Андромеда» и «Прекрасная Рафаэла» воплощают в себе несказанную эротичность: их позы, томный взгляд Андромеды и цепи на ее запястьях, прикрытые глаза Рафаэлы и яркие полные губы обеих богинь... «Прекрасная Рафаэла» была выполнена в манере флорентийских маннеристов. Обе работы считаются вершиной художественного мастерства художницы.
В 1943 году Лемпика и барон Куфнер переезжают в Нью-Йорк, где поселяются в шикарной квартире. Лемпика украсила свое гнездышко предметами антиквариата, которые барону удалось увезти из своего венгерского имения. После войны она ненадолго возвращается в Париж, чтобы вновь открыть свою студию, но вскоре возвращается в Америку, где работает над интерьерами частных квартир.
После смерти барона в 1962 году, Лемпика едет в Хьюстон, чтобы быть рядом с дочерью. В этом же году в Нью-Йорке открывается выставка ее новых работ, но критики встретили вставку холодно, что не замедлило сказаться на покупателях. Несколько поутратив былую славу, Лемпика работать. Но картины не покупаются и пополняют залежи на чердаке.
В 1966 году в Париже проходит юбилейная выставка, после чего интерес к ее творчеству вспыхивает вновь. В поисках новых впечатлений она едет в Мексику, где поселяется в Куэрнаваке, в доме, построенном по проекту японского архитектора. Но и здесь она не находит покоя, скорбя о былых успехах, она ищет компанию молодых людей.
Умерла Тамара де Лемпицка 18 марта 1980 года во сне, и прах ее дочь Кизетта развеяла над вулканом Попокатепетль. О художнице вроде бы забыли, но сейчас она опять вошла в моду. Ее выставки собирают тысячи людей, ее образы тиражируются модными изданиями, ее картины за честь считают приобрести Барбара Стрейзанд, Мадонна и Джек Николсон. Вот и у вас теперь будет представление о них.



4 обнаженных 1925г.




Автопртрет в зеленом бугатти




Весна 1928



Голубка



Девушка с мандолиной 1929




Девушка в перчатках 1926



Ключ и рука



две подруги 1923г




В женской бане



Великий князь Гавриил 1927




Лето 1928г.





Мать скорбящая



Девушка в окне



девушки



портрет мадам Бокард 1931




Андромеда




Сент-Моритц 1929



Портрет Тадеуша Лемпицкого 1928




Спящая женщина




Зелёный тюрбан 1930




Ритм



Каллы




Модель 1925



Прекрасная Рафаэла


Друзья



старик с мандолиной 1935



Обнаженная с парусам 1931



Обнаженная

Взято с сайта http://allday2.com/index.php?newsid=177194#sel=3:1,15:62

Обо всем

Previous post Next post
Up