"Семья Буссардель"

Nov 18, 2011 12:17

Дочитала, к собственному удивлению, без проблем, и вообще книжка понравилась. Конечно, это не то произведение, в котором я буду искать иллюстрации к ответам на жизненно важные вопросы, но в нем можно с удовольствием понаблюдать за развитием и упадком французского рода - одного из многих.

В первый раз я взяла в руки "Буссарделей" очень давно, еще в школе. Почитала начало и безнадежно завязла в имущественно-семейных дрязгах: это чтение явно не для девочки-подростка. Закрыла книгу, как только закончилось повествование о детстве братьев-близнецов.

Немного подросла и, заинтересовавшись мамиными отзывами о семейной саге, снова нашла Филиппа Эриа на полке. В этот раз дочитала до конца, но дело шло через пень-колоду: пропускала куски, многого не поняла (например, не врубилась в мелодраму между Агнессой Буссардель и репетитором ее сына). В тот раз мне показалось, что 1 и 2 том - это совершенно разные книги, не объединенные ничем, кроме откуда-то взявшегося общего названия.

Понаторев в анализе текста, решила сделать еще один заход и читать "Буссарделей" с упором на сведения об истории и быте Франции. Надо ли говорить, что уже через несколько глав о профессоинальной цели чтения я вспоминала лишь эпизодически (но все же вспоминала и своеобразие французской культуры и миро/и самовосприятия прочувствовала). Неторопливое повествование о смене поколений увлекло своей основательностью. Очень понравилось то, что в сущности вся книга подчинена одной цели - рассказать о ценности семьи: ее можно назвать гимном семье, иногда даже - гимном материнству.

Впечатлили противоположные мысли: межвековой размах рода, его медленное развитие, расцвет (на которые мало жизни даже двух поколений) и упадок (причины которого, как пришло сейчас в голову, те же, что и у расцвета - просто логическое завершение жизни организма) - и непрочность такого фундаментального, казалось бы, клана со своими правилами, легендами, традициями: через полтора столетия Буссардели сошли со сцены, будто бы их и не было, разлетелись по свету осколками, растворились в людском потоке. От такой смеси глобальности и суетности поневоле задумаешься о смысле жизни.

В литературоведческом восторге следила за развитием семейной легенды о родоначальнике клана Флорана Буссарделя. Бытовой эпизод (посещение ресторана во время оккупации Парижа в 1812 году), которому на первых страницах автор не придает никакого значения, обрастает подробностями (которых в реальности не было) и становится семейным символом. О поступке пра- (прапра-... прапрапра-...) деда, становящемся с каждым поколением все более храбрым и безрассудным, обязательно рассказывается на семейных обедах. Момент, когда старейшая предствительница клана Луиза не может вспомнить, что же ответил в ресторане "нашему предку" (чье имя уже забыли) метрдотель, наглядно показывает, что роду Буссарделей пришел конец.

Конечно, как в любом "мексиканском сериале", у Буссарделей есть свои скелеты в шкафу - например, подмена старшего сына ребенком кормилицы, и я, кстати, так и не поняла, откуда это стало известно всей семье (надо проштудировать форумы, посвященные произведению; может, знатоки внимательней читали текст). Удивительно, как меняется авторский взгляд на персонажей: Амели, молодости и зрелости которой уделяется едва ли не максимум внимания, в роли бабушки предстает как равнодушная ко всему старуха: в ней нельзя узнать ту, которая в сущности сделала клан Буссарделей могущественным и процветающим. Страшный ловелас Викторен (назовем его культурно), причинивший Амели немало страданий, для внучек превращается в "дедушку, красавца мужчину", и только.

Наибольшую прелесть в моих глазах имеет первый том, повествующий о трех поколениях семьи: нравится наблюдать за развитием клана, смотреть, как те персонажи, что были главными действующими лицами, становятся легендами... А вот уже легенды те, кто слагал легенды о легендах...

В этот раз я очень хорошо уловила нерасторжимую связь между томами и не удивилась, как я не видела очевидного: вся вторая книга - под звездой Буссардель, и только на последней странице эта звезда заходит за горизонт.

Не могу удержаться от своих любимых параллелей с другой семейной сагой - о Форсайтах. Буссардели на их фоне имеют больший масштаб, так как охватывают полтора века, а не три поколения (что не означает, что я предпочитаю Эриа Голсуорси - они слишком разные, чтобы их сравнивать навскидку).

Одним словом, не жалею, что потратила время на два толстых тома. В медленных семейных сагах есть что-то классическое, незыблемое, близкое мне...

книги

Previous post Next post
Up