"Иллюзионист"

Jul 13, 2014 11:14

Я люблю фильмы о фокусах и уж особенно - о магии, которая кажется нарушением всех существующих законов. Не знаю, что является главной причиной этой любви - банальное желание обмануться, обыгрываемое в "Престиже" и "Фокуснике" КиШей, или тяга к сказке, - но за фокусами я наблюдаю завороженно и мечтаю, чтобы они оказались не результатом хитрых манипуляций, а настоящим волшебством (не черной магией, о которой пишут в газетах и которая имеет вполне конкретную природу, а волшебством в сказочном понимании этого слова). Так было и вчера, за романтичным "Иллюзионистом" от Нила Бёргера.

"Иллюзионист" - это отлично снятая сказка (чтобы не употреблять слово "мелодрама", что не так привлекательно), очень красивый фильм, сравнимый по этому параметру с первой половиной "Милых костей". Какая там музыка, ах! Удивительная гармония инструментальной музыки с картинкой. А какая картинка: люди в цилиндрах и во фраках, дамы в пышных юбках - романтика же! И чарующая атмосфера театра (да-да, у меня клин на эту тему все длится и заканчиваться не думает), магии, отношений актера и зала. А идея противостояния, без которого чистая мелодрама была бы скукотенью? Причем противостояния противоречивого, в котором соперники то встречаются в кафе за разговором, то один из них арестовывает другого?

В главной роли здесь Эдвард Нортон, который для меня в первую очередь - раскаявшийся неонацист из "Американской истории Х", который я считаю одним из самых христианских фильмов мирового кинематографа, несмотря на всю присутствующую в нем чернуху, ибо чернуха - это внешнее. В связи с этим первое время мне было непросто настроится на то, что здесь Нортон - это фокусник, человек искусства, а не бритый налысо Дерек, сначала с бешеным взглядом ломающий хребет несчастному негру, а потом обнимающий тело своего младшего брата, который своей жизнью заплатил за выбор Дерека, причем самое страшное здесь то, что выбор уже неактуален, оплакан и отвергнут. Но здесь он - бывший краснодеревщик, а ныне - иллюзионист: немного не от мира сего и не без трагичности в образе, и потому романтичный - просто ух; тем не менее он настолько уверен в себе, что позволяет себе играть на грани, и все ему удается - без сверхъестественной магии, только благодаря ловкости рук и дару актерства. Эйзенхайм на сцене во время "спиритических" сеансов - красавец, герой-страдалец, и я верила ему даже после финальных титров, когда вся интрига была уже давно раскрыта. Все же фокусничество - это в первую очередь актерство, и именно поэтому мое сердце против всех законов логики и вынесенной за скобки нравственности по-прежнему на стороне артистичного Энджера (реверанс "Престижу", куда же без него).

Если говорить о других героях, то кронпринца Леопольда мне всю дорогу хотелось придушить за то, что он такой редиска (хотя я понимаю тех, кто не отказывает ему в уважении) и за то, что он при своей редисочности внешне похож на императоров Романовых. Но любимый мой персонаж здесь - это старший инспектор в исполнении Пола Джаматти (которого, как оказалось, я уже видела в "Нокдауне", в "Шоу Трумана" и в "Донни Браско" О_о, но, конечно же, вчера не признала). Он привлекает тем, что неоднозначности ему не занимать - он с уважением и даже с симпатией относится к Эйзенхайму, но в то же время служит кронпринцу (и не всегда понятно, то ли от души, то ли от того, что его "купили с потрохами"), и я до последнего не знала, как же он поведет себя в финале - и тем, как он искренне смеется над собой, когда понимает суть аферы Эйзенхайма. Вот правда, даже если бы я не начала сопереживать ему раньше, то все простила бы за этот душевный смех на вокзале, в котором есть все - восхищение соперником, интеллектуальное наслаждение от догадки, досада на себя за промашки и радость от красоты этюда. Он прекрасен и разгадку фокуса "апельсиновое дерево" получает совершенно по заслугам. Я бы даже не удивилась, если бы он как-нибудь приехал к иллюзионисту в гости - просто так, поболтать за рюмкой чая и вспомнить их противостояние. :)

Есть в фильме и несколько спорных, на мой взгляд, моментов. Во-первых, не верю, что сено в конюшне не убирают так долго (это я о том, как инспектор нашел в сене амулет Софи). Во-вторых, после чьей-то рецензии на Кинопоиске меня стал напрягать тот момент, что красивая афера Иллюзиониста стоила жизни кронпринцу (редиска он, конечно, редиска, но человек же...) и что она могла бы стоить жизни инспектору. Ясное дело, что добро побеждает зло, а зло стреляется само (чтобы добру руки пачкать не пришлось), но все равно - не будь этого выстрела, фильм можно было бы назвать одним из самых добрых и чистых, а с выстрелом - неа, не выходит.

Впрочем, "Иллюзионист" - красив и чарующ, легок и светел. Наверное, на 8.5 баллов - за фокусы, за иллюзию, за нематериальность, за бархатные плащи и фраки, за красный занавес и заполненные залы, за страдание на лице Нортона, за прекрасного инспектора, за музыку, в конце концов!

сценическая магия, кино

Previous post Next post
Up