Иван Бунин, "Жизнь Арсеньева"

Aug 25, 2014 16:57

В школе он мне не понравился откровенно чувственными рассказами, а до лирики "Антоновских яблок" я тогда еще не доросла. Единственное, что действительно впечатлило, - это "Холодная осень". Я подготовила анализ рассказа и, по-моему, даже сама вызвалась отвечать, но не смогла связно выразить свои мысли, потому что в какой-то момент просто перехватило горло.
Я и сейчас не могу думать спокойно об этом рассказе. В нем сконцентрировано все, что я люблю, - люди, Россия, вечность - и именно в том ракурсе, который мне так близок. (пафос-то какой, но ведь так и есть)

А в прошлом месяце я пошла в библиотеку, долго бродила между полок, все не могла остановить выбор на каких-нибудь книжках, потом мне вдруг резко стало плохо, и потому пришлось срочно схватить первое попавшееся под руку и пойти домой. Первым попавшимся оказался Бунин - я просто среагировала на знакомую фамилию.

В его томике, кроме "Окаянных дней" и рассказов, которые у меня все-таки не пошли, была "Жизнь Арсеньева", ставшая для меня настоящей находкой, потому что она насквозь поэтична. Образ главного героя, которого я, несмотря на разные фамилии, напрямую ассоциировала с Буниным, вышел довольно странным и не сказать, чтобы уж совсем симпатичным (странным Бунин в жизни был, странным, прямо-таки противным), но его исповедальное повествование от первого лица и описания отношений со словом очень отозвались. Правда, кончилось произведение появившимися откуда-то бабами любовными отношениями, чем меня разочаровало, но все, что было до этого момента, так чудесно, что ради этого можно закрыть глаза на не совсем логичную концовку (вообще она логична, особенно для Бунина, но это у меня персональный глюк и свои представления о прекрасном).

Очень мне запомнилась вставка о двух осененных смертью встречах Алеши Арсеньева с кем-то из царской семьи - точнее, с кем-то из царского рода. Кто именно там имелся в виду, я так и не поняла (и даже не уверена, что речь шла о ком-то конкретном, а не о собирательном образе), но этот гигант-гусар стал моим любимым героем во всей книге.

Не менее прекрасны младенчество и отрочество, гимназия и юность, деревенская усадьба и город, вокзалы и тяга к бродяжничеству и, главное, жизнь в мире образов, текстов и поэзии. Интересно было встречать описания служб и думать - а ведь это то немногое, что не претерпело никаких почти изменений: те же минуты перед началом вечерни или литургии, те же формулировки, тот же язык, звучавший над кем-то из Романовых и продолжающий звучать и сейчас...

Поэт Бунин. Пренеприятнейший тип, но поэт. О том, что он писал стихи, я вспомнила с трудом (стихов же собственно не вспомнила ни единого), но - зачем ставить слова столбиком, когда есть такая насыщенная поэзия в формально прозаическом тексте? Совершенно великолепно.

Любопытно то, что параллельно я прочла еще книжку о взрослении молодого человека ("По эту сторону рая" Фицджеральда), и мне очень понравилось (хотя до смысла я, откровенно говоря, не добралась, вот такие дела), но насколько Фицджеральд ярок, притягален и чужд, настолько же Бунин упоителен и глубинно близок, прост и насыщен - почти как воздух.

Непременно захотелось прикупить себе именно "Жизнь Арсеньева". В библиотечной книжке мне еще предстоят заметки Бунина о знаменитых соотечественниках, и они, думаю, тоже не лишены поэтичности (хотя изрядно отравлены авторским ворчанием на тему ничтожных людишек в целом и их литературных способностей в частности), но вряд ли они представляют собой такой сплав наблюдательности, памяти и чувства прекрасного, красоты и энергии, ощущений и ярких картин, которые видишь воочию, как в "Жизни Арсеньева".

З.Ы. Любит Бунин использовать эпитет "гробовой". Например, гробовые губы (у живого человека). И ярко же. И метко. И жутко. И точно, как снайперский выстрел, и - единственно верно, как нота в аккорде, как мазок кисти художника.

Впрочем, почему же "как".

преломляющееся, о текстах, люди, книги

Previous post Next post
Up