"Жизнь других" (2006)

Dec 16, 2014 17:22

Атмосферный, внешне неэмоциональный, тонкий фильм, зато как в нем играют намеки, в каждом из которых по несколько смыслов! Да еще и идея противостояния здесь именно в том формате, который мне интересен: не в лоб, как в "Схватке" или кондовом "Законопослушном гражданине" (он мне не понравился, чего я это его вспомнила?), а потихоньку, невзначай и вперемешку - конфронтация тоталитарной системы и человека, скрытое противоборство двух коллег, борьба человека с самим собой.

Кажется мне, что немцы чем-то похожи на нас и что такой же фильм мог выйти и в Советском Союзе (в этом сходстве играют роль и внешние общие черты, но я говорю о неуловимо-субъективном подобии - в менталитете? образах?), поэтому "Жизнь других" вызвала чувство странной близости происходящему, хотя я в показанных условиях, разумеется, не жила. Еще она вызвала ощущение уюта и светлой грусти (естественно, после триллера, от которого напряженно сжимаешь челюсти).

Герой фильма - конечно же, неприметный капитан Вислер (параллель, понимаю, не фонтан, но что-то от отца Брауна в нем есть). Поскольку финал я уже видела, то была уверена, что он - "хороший", поэтому даже сцены допросов смотрела с симпатией к допрашивающему (интересно мне, как это воспринимается теми, кто видит кино впервые) - к молчаливому, безгранично одинокому Вислеру, который каждый раз возвращается в свою пустую квартиру, к Вислеру, способному благодаря профессиональному чутью безошибочно вычислить в толпе "клиента" спецслужб, к хорошему преподавателю на курсе будущих шпионов и мастеру своего дела, который на автомате собирает информацию, даже общаясь с малышом в лифте (очень мне нравится момент, когда он с видимым усилием "выключает" в себе агента и пытается просто говорить с ребенком)... и платит в итоге за свой драйманоспасательный финт головокружительной карьерой от перспективного капитана до проверяльщика писем, а потом и вообще почтальона.

Такой же герой - исполняющий роль Вислера Ульрих Мюэ: он не произносит за весь фильм и тридцати фраз, только молча сидит в наушниках, молча выслушивает финальный разнос своего начальника, не встречаясь взглядом ни с шефом, ни с камерой... но в каждом эпизоде в нем что-то неуловимо меняется - ты видишь то четкость и преданность добросовестного служащего, то отблеск вдохновения от музыки (я знаю, что души людей меняет не искусство при всем моем к нему горячем отношении, но красиво же показана эта перемена!), то собранность перед последним рискованным броском на квартиру Драймана, то боль, растерянность и надежду... и набюдать за этим - большое кинематографическое наслаждение.

Если говорить просто о кино, то почему-то очень нравится эпизод, когда подслушивающий Вислер получает в ухо пробкой от шампанского (при открывании бутылки пробка попадает в розетку, за которой спрятан жучок). Щемит душу от кадров, на которых почтальон Вислер - такой же незаметный в обычной жизни и одинокий, каким он был и в шпионские времена - катит за собой тележку с газетами. Смотришь на его маленькую на фоне массивных домов фигурку и думаешь: человек ведь жизнь свою угробил собственным финтом (и не только в житейском плане, но и в моральном - предал то, чему служил; не предал ли себя, оставшись в органах? хотя это слишком банальный вывод). Если сделать усилие и отвлечься от Вислера, то запомнился анекдот молодого сотрудника в столовой Штази. Как-то все очень знакомо, что ли... К Драйману я в этот раз отнеслась куда лучше, чем в прошлый, когда видела кусками фильмец по телеку: тогда мне и кино скучным показалось (но запомнилось чем-то... слежкой в том числе), и драматург - противным. На самом деле вполне симпатичный человек искусства (хотя, возможно, творить он действительно мог лучше, протестуя, под внешним гнетом). Актриса тоже сочувствие вызывает своими метаниями, ибо люблю я мечущихся.

Кто о чем, а я - о своем: хотя самый мечущийся тут Вислер, только его метания глазу особо не видны. Вырванный из контекста человек-загадка, о котором на самом деле известно гораздо меньше, чем о второстепенных действующих лицах. Определенно, это один из секретов его привлекательности как персонажа. Пусть трезвые кинопоисковики по-станиславски не верят его поступку, а я вот - верю.

З.Ы. И это второй фильм (после "Отступников"), музыку которого я скачала для прослушивания.

кино

Previous post Next post
Up