Кино о белых воронах

Jan 26, 2016 12:03

"Тэмпл Грандин" и "Звездочки на земле" - два фильма, объединенные темой человека с аутическими чертами (или с аутизмом), но для меня это кино об одной из самых волшебных штук на земле - о работе человеческого мозга.

"Тэмпл Грандин" - биографический художественный фильм (ныне по-модному "байопик"), названный в честь (за-)главной героини, хотя даже после просмотра название вызывает у меня скорее георграфические ассоциации типа "храм местности Грандин", чем какие-либо другие.
Однако сам фильм вовсе не о географии, а о коровах женщине-аутистке, которая стала экспертом по животноводству в том числе благодаря тем возможностям, которые у нее есть из-за аутизма (феноменальная память, особое мировосприятие, способность к научно-практической деятельности). Кино 2010 г., но атмосфера шестидесятых-семидесятых годов, на которые пришлись юность и молодость Тэмпл Грандин, передана так, что у меня было ощущение, что фильмец примерно тогда и снят. Очень понравилось то, как показано, как Тэмпл думает; понятно, что все эти мысленные флешбеки - условность, средствами кинематографа человеческую мысль изобразить нельзя, но все равно, по-моему, получилось хорошо. Созданный актрисой образ, особенно жесты и интонации, практически неотличим от настоящей госпожи Грандин. Сюжет не нов, и фильм строится по вполне голливудскому сценарию про преодоление и итоговую победу, но здесь, пожалуй, это не столь важно. Пейзажи такие пейзажи - прямо пышут жарким солнцем, клубятся сухой пылью и вызывают ассоциации с бабушкиной деревней на американский лад. Отдельно понравилась разница (в том числе - языковая) между североамериканским Востоком и Западом, на которую, признаться, сама бы я без ремарки со стороны внимания не обратила. Особенное теплое впечатление осталось от данной наброском дружбы Тэмпл и слепой девушки, ее соседки по комнате в колледже. Но в целом вердикт остается прежним: для меня это душевное кино о том, как потрясающе работает голова, даже если социальные навыки западают.

"Звездочки на земле" - кажется, мой второй индийский фильм, после "Миллионера из трущоб". Он повествует о девятилетнем мальчике, который обладает художественными способностями и дислексией; из-за последней у него большие проблемы с учебой, с отношениями в классе, и, как следствие, с родителями, особенно с требовательным отцом. В сравнении с "Останься со мной" "Звездочки" показались мне гораздо более крапивинскими, особенно в первой части, где режиссер "залезает в голову" главному герою, показывая, например, каким способом мальчик считает, сколько будет девять умножить на три. Музыка здесь (в первой части) тоже замечательная, она помогает увидеть контраст между внутренним миром склонного к созерцательности мальчишки и, прямо скажем, агрессивной внешней средой. Хотя и взрослых понять можно - тяжело, когда сын или воспитанник так тормозит, теряет вещи, везде опаздывает, получает низшие баллы в классе и все такое, - но когда тебя грубо выдергивают из мыслей и тащат в автобус, тут инфаркт заработать можно, по-моему. Поэтому хорошо, если такому крапивинскому мальчику встретится такой же крапивинский учитель, который поймет твои проблемы, подберет ключик к твоей душе и вдохнет в нее жизнь, а еще[главный спойлер фильма]нарисует твой портрет (как он мне понравился! интересно, мальчик-актер и художнику позировал?).
Хорошее кино для семейного просмотра (если дети маленькие, то длинный для них фильм можно поделить на эпизоды): теплое, душевное, доброе, яркое и культурологически нагруженное, потому что действие происходит в стране сари и точек на лбу, чем-то похожее на "Хористов" (в особенно музыкальные моменты) и почти обошедшееся без традиционных индийских плясок и песен, о которых я больше читала, чем видела их своими глазами; кино, где в главной роли снялся Даршил Сафари, ради игры (а точнее, не-игры, а жизни перед камерой, которую, наверное, он и не видел вовсе) которого спустя какое-то время можно устроить повторный просмотр.

С баллами в обоих случаях затрудняюсь; и там, и там, наверно, 7/10.

Крапивинское, кино, люди, дети

Previous post Next post
Up