Один сплошной спойлер.
"И никого не стало" - это BBC-шный мини-сериал из трех частей, каждая по 55+ минут. С субтитрами, разумеется, раз уж меня так заклинило на эту тему. А вообще, конечно, хоть из соображений толерантности и политкорректности негритят и заменили на какие-то абстрактные человекоподобные фигурки неопределенного цвета, это - "Десять негритят", и все тут. Ваш Кэп.
"Десять негритят" - это мое любимое произведение Агаты Кристи (наверное, потому, что это совсем не детектив, а просто ужас на крыльях ночи). Самое яркое впечатление от романа - это даже не инициатива маниакального судьи вершить суд на свой вкус (суд довольно справедливый, к слову... по крайней мере, логичный), а вынесенные за скобки эпизоды, в которых он то притворяется трупом, то под покровом мрака и при свете дня ходит по почти пустому дому и доводит свою затею до конца, сначала устраивая западни немногим оставшимся в живых "негритятам", а потом готовя и свою участь. Так и вижу залитый солнцем дом, уже необитаемые комнаты и судью, который неторопливо дописывает свое послание в бутылке, а потом цепляет к резинке очков револьвер - и дальше по тексту, все без обмана. Или как он лежит у себя в спальне, укрытый с головой, как и полагается тому, кого считают мертвым, и слушает, как по коридорам носится обезумевший со страху немногочисленный народ, а потом потихоньку выбирается из убежища для того, чтобы несколькими штрихами завершить свой, с позволения сказать, этюд.
Нет, совершенно мозговыносящая книжка.
Ну так вот, сериальчик тоже выдержан в этом стиле, насколько это возможно. Не знаю, реально ли смотреть его как детектив - по-моему, нет: даже если зритель незнаком с оригиналом, не слышать о сюжете хоть что-то - это надо ухитриться; поэтому он воспринимается то ли как триллер, похожий чем-то на "Молчание ягнят", то ли как просто... просто фильм, жанр которого определить сложно.
Виды, конечно, там потрясающие: холодное море, скалы, безлюдный берег, от взгляда на который стынет душа (все же южные пляжи с жизнерадостными отдыхающими - это такая попсня, а вот северные, непригодные для купания побережья - это что-то экзистенциальное). Или этот видный издалека одинокий дом: зеленая трава, яркие, почти слепящие солнечные лучи или насыщенные краски заката - и такой мороз от этой картины, что выдох застревает в горле. Нет, глаз не оторвать, одни междометия в голове.
Персонажи тоже один другого краше. Супружеская чета слуг - ужасно характерные товарищи, с какими-то неправильными и оттого запоминающимися чертами лица и с каиновой печатью "обслуживающий персонал" на своих нетипичных физиономиях. Имевшие больше экранного времени генерал и "легавый" на меня меньшее впечатление произвели, чем эти слуги в исполнении неизвестных мне Анны Мартин и Ноа Тейлора. Ну и судья, само собой разумеется: такой респектабельный господин, весьма приятный в общении, особенно если забыть о том, какие планы роятся у него в голове, и о последних десяти минутах фильма, когда крышу у него сносит так, что смотреть реально страшно и омерзительно.
Что до сюжета, то мне не очень понравилось, что история о десяти негритятах у режиссера получилась скорее историей Веры Клейтон; всю книжку в три часа экранного времени, конечно, не впихнуть, но тут как-то уж очень очевиден приоритет бывшей гувернантки, а остальные словно на подхвате, для обрамления ее зло приключений. Согласна я и с теми, кто жалеет о том, что преступления героев в кино поданы в лоб: "негритята" в основном собственноручно разбираются со своими жертвами, и исчезает это тонкое балансирование на грани (и, собственно, основная идея чокнутого судьи об ответственности за преступления, за которые нельзя формально привлечь к ответственности). Но, как обычно, если отвлечься от книжки и крупными буквами приписать "по мотивам", то получается весьма и весьма хорошо. И это еще поклонники BBC говорят, что уровень сериалов падает.
Не знаю, не знаю. Я этому упавшему уровню 8/10 дам - в первую очередь за послевкусие горького мятного леденца - и пойду-ка еще чего-нибудь бибисишного поищу.
Вот так и становятся англофилами.