На книжку, стоящую на полке "литература для подростков и юношества", я заглядывалась давно и все хотела найти в сети (интересно же - про классическую музыку и про становление личности), но вечно забывала то название, то автора. Фамилия-то вроде простая, похожая на биатлонную, к имени тоже ассоциацию для запоминания придумала, но нет, как отойду от полки, так сразу все из головы вылетает. В итоге через несколько месяцев наморщивания лба в бесплодных попытках вспомнить я поступила мудро: записала ФИО в смс. И уже на следующий день приступила к чтению.
Во всех трех частях трилогии очень понравилась "музыкальная" линия. Чувствуется, что автор - действующий музыкант, о произведениях и концертах он пишет со знанием дела (аж "профессионально" хочется сказать) и с любовью. Прямо захотелось вылавливать в тексте все упомянутые произведения, слушать их, а потом сравнивать впечатления с тем, что написано в книжке. Да, такие "-ведческие" (в данном случае "музыковедческие") темы у меня идут отлично. Просто ощущаю, что в меня это вшито, и все тут. Не соскочить, не откреститься, а только получать удовольствие.
Про становление личности тоже весьма неплохо. Хорошо показаны изменения во внутреннем мире героя: если в первой книге ("Пианисты") он - типичный подросток, то во второй ("Река") взрослеет просто на глазах. От третьей ("Дама из долины") у меня осталось впечатление точки невозврата: в одну реку дважды не входят, и перемены в человеке необратимы. Эдакая неумолимость по-скандинавски суровой жизни. :)
Компания юных пианистов, которые тренируются по несколько часов в день и жаждут покорить мир, тоже оставила приятное послевкусие. Пусть и компания потом слегка развалилась, пусть и не все из участников в итоге покорили мир своим музыкальным дарованием, но все равно - здорово. Не могу сказать, что автор прямо-таки "открыл дверь в недоступные обычным людям сферы", как пишут в аннотациях, но это было определенно интересно.
Еще понравилось, что в третьей части некоторая толика внимания уделена России. Я люблю, когда зарубежные авторы пишут про Россию, особенно пишут хорошо - так, что читать можно не сгорая от финского стыда, а расслабившись, как в случае с Бьёрнстадом. И периодическое упоминание Холменколлена и даже его трамплина тоже не могло не понравиться. :)
Что до прочего, то не знаю, почему трилогия считается подростковой литературой. Точнее, по сути-то очень даже подростково (в лучшем смысле этого слова), но вот во многих местах кое-где по форме... Порой хотелось сказать: "месье, т.е. герр, знает толк в извращениях". Такая каша из всего намешана, что лучше бы книжку читать не прямо уж на заре юности, а попозже, когда с собственной кашей разберешься. Справедливости ради надо заметить, что у нас даже в школьной программе хватает произведений про наркотики, рок-н-ролл и далее по тексту, про психические расстройства личности и прочее невеселое, но ради той же справедливости стоит сказать, что в русской литературе принята более сдержанная манера выражения мыслей, благодаря которой на определенном этапе развития многого в тексте можно не увидеть, хотя оно там есть. Ну, по крайней мере, мне так кажется. Короче, я, будучи весьма замкнутой и скользкой личностью, выступаю за некоторую непрямоту (лучше "иносказательность") в искусстве, особенно если оно имеет маркер "подростковое". О да, и за эту иносказательность и дистанцию страшно люблю английскую литературу - то, что читала, разумеется.
Однако, хоть я так позитивно кроме последнего абзаца все выше расписала, общие впечатления от книжки все же радужными назвать сложно. То, что, вероятно, можно назвать скандинавским сплином (все плохо, все непременно сойдут с ума или умрут, причем как можно трагичнее), накладывает свой отпечаток; само по себе это может и понравиться, особенно склонным к готичности читателям... Но вот то, что герои собственными руками разрушают свою жизнь и жизнь других и даже не видят этого, потому что стремятся куда-то, на мой взгляд, не туда, оценить сложнее. К моему удивлению, это ощущение не просто беспросветности (это еще куда ни шло), а полного отсутствия ориентиров в жизни персонажей неожиданно исправила концовка третьей части. К удивлению - это потому, что заключительную книгу я вообще читать не хотела: как только поняла, куда там сюжет повернет, закрыла вкладку, восклицая "ну сколько можно!" и рассуждая о сложности создания трилогий, где третья часть частенько выходит слабее предыдущей и уж точно слабее начала (исключение нашла лишь одно - "Космическую трилогию", которая начинается простенько, а вот заканчивается... да что там говорить!). Однако эпилог вывернул-таки повествование на нормальные рельсы со светом в конце туннеля и изрядно поспособствовал тому, что про историю Акселя я могу сказать "ок".
Скромное "ок". Потому, что это, по-моему, самая подходящая характеристика книжки. Она не захватывает безудержно, но читается весьма бодро; сюжет удерживает внимание, но загадочным образом в голове не откладывается, только если в самых общих чертах (ну, или это я так воспринимаю); некоторые куски текста провисают, и читать их скучновато, но другие компенсируют это с лихвой; порой пугает возможная банальность финала (подумала, что нет ничего хуже, чем предсказуемое окончание, потому что тогда теряется смысл чтения: зачем идти до конца, если и так все понятно?), но, как известно, с финалом все обошлось. :) В книги-ориентиры по жизни "Трилогия" у меня явно не попадает (если уж в ориентиры, то скорее от противного, в "как не надо делать"), потому что несмотря на созданное сюжетом напряжение и вроде как найденные в итоге выходы, у меня все равно осталось легкое послевкусие мыльного пузыря - вроде что-то было, а может, и не было... Ну и еще она не попадает в значимые книги, потому что я могу ее вот так вот разложить по полочкам; о значимом же я молчу или изъясняюсь очень туманными намеками.
Но в любом случае заряд любви к музыке после "Трилогии Акселя Виндинга" гарантирован, так что - почему бы и нет?