Неожиданно забавный и оставляющий приятное послевкусие фильм об обыкновенном клерке Гарольде Крике - сером и одиноком, путешествующем только по маршруту "работа - дом" и имеющем в голове одни лишь циферки, из-за чего он отлично перемножает в уме многозначные числа почти как человек с синдромом саванта и машинально считает кварталы, свои шаги, движения зубной щетки и прочее, счету обычно не подлежащее. Живет он такой "цифровой" и бездушной жизнью ровно до тех пор, пока не начинает слышать голос, который комментирует его действия, говорит о его хорошо спрятанном внутреннем мире, как будто бы зачитывая рассказ, где Гарольд - главный персонаж, и сообщает ненароком, что очень скоро господин Крик должен будет отправиться к праотцам. Врач, к которому обращается запаниковавший Гарольд, естественно, диагностирует у него шизофрению, но заодно наводит на мысль, что, вероятно, если все-таки допустить, что все происходящее - правда, то за помощью стоит обратиться к специалисту по литературе (для того, чтобы найти автора и уговорить его не убивать героя). Гарольд так и делает и вместе с харизматичным профессором-литературоведом пытается понять, что он за персонаж, что представляет из себя его жизнь - трагедию или комедию - и, главное, кто автор? Все это происходит на фоне развивающихся отношений Гарольда и обаятельной хозяйки кондитерской (ужасно мне она понравилась), с которой тот по долгу службы пытался было стрясти налоги, и развития самого Гарольда, который, поняв, что скоро все может закончиться, наконец бросает свою накатанную маету и начинает исполнять мечты - свои и очень немногих друзей.
[спойлерной кусок]Наверное, его желание найти "своего" автора тоже можно назвать мечтой, и эта мечта сбывается. Момент, когда он заявляется к писательнице - странноватой вечно взъерошенной даме, ведущей затворнический образ жизни и, возможно, не чуждой баловству с наркотиками ради стимуляции воображения, - и та, потрясенная тем, что выдуманный ею персонаж припирается к ней и хочет серьезно поговорить, в буквальном смысле падает к его ногам, мне тоже очень понравился. Всем известно, что произведения могут начать своей жизнью, а тут это показано так прямо, что производит впечатление и даже пугает. :) Понравилось и дальнейшее развитие событий, которое заставляет задуматься о том, можно ли убивать людей в книгах (лучше воспринимать это как метафору), сколько человек убивает за свою творческую жизнь среднестатистический автор и стоит ли гениальное произведение человеческой жизни (и решение этого вопроса писательницей пришлось мне по душе, а вот вариант профессора-литературоведа - как-то не особо)...
Персонажи здесь все просто отличные, яркие и характерные, узнаваемые и уникальные одновременно (даже второстепенные; любопытно, что самым скучным героем долгое время кажется сам Гарольд; может быть, в этом "виноват", конечно же, неизвестный мне актер с внешностью амбала). С интересом посмотрела за изнанкой писательской жизни, поудивлялась тому, что вроде как у них в Америках там есть специальная служба консультантов, которые дают волшебного пенделя помогают авторам, тянущим со сдачей книги в печать: эти консультанты - не литературные негры, а люди, собирающие информацию, придумывающие варианты развития сюжета, рисующие схемы событий и просто предоставляющие зависшим авторам свободные уши для высказывания их потрясающих идей. Полюбовалась тем, как показано мышление встрепанной писательницы: сначала она впадает в ступор на улице, представляя себя на месте прохожих, потом стоит на крыше небоскреба и прыгает с него... но оказывается, что небоскреб - это просто стол, а все остальное существует только в ее воображении; потом шляется по больницам и моргам в поисках материала для смерти Гарольда (как его убить-то? вот вопрос вопросов), шокируя персонал своими репликами; со стороны реплики страшно циничны, но, зритель, имеющий возможность заглянуть писательнице в голову, понимает, насколько ее слова естественны, особенно с учетом ее целей и задач.
Возможно, какие-то эпизоды могут показаться натянутыми даже не слишком сообразительному зрителю вроде меня: например, я так и не поняла (не прочувствовала), чего такого гениального написала Взъерошенная Дама. Концовка тоже, вероятно, предсказуемая - она уж точно не самая сильная часть фильма. Но. :)
Кино можно выключить на середине и пойти спать, а потом продолжить просмотр, т.е. оно не безумно напряженное, но при этом в меру философское и житейское, в меру юморное и серьезное, не открывающее новых горизонтов, но[мега-спойлер] оставляющее в душе теплое и доброе чувство.Не уверена, что "Персонаж" для пересмотра, но твердую семерку ему ставлю с удовольствием. 7/10