"Варан" М. и С. Дяченко

Jun 02, 2017 21:59

Давно я Дяченок не читала, потому что, кажется, основная волна увлечения схлынула, но наткнулась тут на загруженного в читалку "Варана" и, поскольку "загружен" он за денежку (по-моему), решила все-таки прочитать - не пропадать же добру. "Все-таки", т.к. приступать к роману не очень хотелось, ибо упорно казалось, что это книжка про ящерицу - ну прямо как моей бабушке, которая сочла, что Олег Рой пишет про пчел.

Оказалось же, что "Варан" - история вовсе не про ящерицу, а про людей (хотя и странных) и что это прямо-таки роман-путешествие прямо-таки о поиске себя. Тема захватывающая, но серьезно воспринять я ее не смогла, потому что уж очень книжка на компьютерную игру похожа: всякие дальние страны, через которые идет герой, сильно напоминали мне локации в фэнтезийных играх-стратегиях, и хоть я и не дошла до того, чтобы видеть над персонажами зелененький индикатор с процентами жизни, но в целом была от этого недалека.

Однако же продуманность этого компьютерного художественного мира мне понравилась. Люблю, когда авторы занимаются мифотворчеством и наполняют привычные формы новым содержанием (или дают содержанию новые формы?), придумывают своему миру традиции, по аналогии с известными фразеологизмами сочиняют для персонажей свои особые выражения, одним словом - творят. Есть в этом что-то от безудержного полета фантазии в детской игре, и для меня это имеет значительную ценность. Правда, должна признать, что по большей части такие придумки оставляют довольно поверхностное впечатление, а настоящие, плотные миры удается создать немногим, и эти немногие в общем-то являются профессорами-филологами, и живут они не прямо в наши дни и не в России... и несложно догадаться, что под одним из этих мэтров я имею в виду Профессора, в смысле Толкина... но речь сейчас о "Варане", поэтому не будем отвлекаться.

Об одном из ключевых сюжетных поворотов я догадалась заранее - смутно догадалась, надо сказать, но все же этот финт оказался мне не в новинку. Переходы между главами и частями в "Варане" особенно понравились - они какие-то скачкообразные и динамичные, но в то же время прочно связанные с предыдущей главой. Очень, очень понравилась необходимость "умственных усилий", когда надо умеренно напрягаться для того, чтобы понять, о чем идет речь, и представить себе реалии (но именно умеренно, ни больше, ни меньше - идеально, на мой взгляд). Финал очень понравился и оставил теплое ощущение; не будь такого эпилога, книжка сильно бы проиграла в моих глазах. Не знаю, почему; вероятно, из-за того, что в какой-то момент я, продолжая следить за сюжетом, потеряла смысловую нить повествования; понятно, что это мои проблемы, а не книжки, но впечатление такое, какое есть.

А самым запоминающимся персонажем для меня внезапно оказалась совершенно эпизодическая степная колдунья. При всем уважении к писательскому таланту дуэта и даже к имеющемуся у них в некоторой степени крапивинскому духу не могу не воспринимать Дяченок как легкое чтиво - яркое, красочное, не лишенное двойных смыслов, но все-таки то, при котором все же скользишь по поверхности, - но колдунья эта прямо за живое взяла.

А сами Дяченки хорошо пишут, собаки, да. Наверное, "Медного короля" еще прочитаю, потому что он из этого же цикла, судя по Вики и рецензиям.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up