В театре абсурда ты - главный герой (с)

Jun 26, 2017 21:50


Немного Ионеско в рамках летнего затишья на работе. Почитываю я его, потому что он довольно часто встречается в репертуаре театров и потому, что пьесы Ионеско короткие (тот случай, когда малобукв - ровно то, что нужно, чтобы осилить нечто подозрительное, написанное в абсурдистском стиле, когда ты не уверен, как оно пойдет).


Наверно, одно из самых знаменитых произведений - это «Король умирает» (на этот раз тут настоящие ссылки). Король, бодрый, несколько романтичный (и, заметим в скобках, официальный многоженец), в целом приятный человек хоть он и многоженец, разбазаривший все ресурсы и разваливший свое государство, и вправду умирает добрую половину пьесы, а умирает он потому, что ему это внушают недоброжелатели. Абсурд как он есть, и, закрыв книгу (или вкладку), восстановить в голове содержание пьесы довольно сложно, но, пока читаешь, произведение «живет»: странные события вполне вписываются в логику созданного автором мира, и мне не в первый раз приходило в голову, что в театре абсурда что-то есть - хоть оно есть там где-то очень глубоко (с).

«Бред вдвоем»: бесконечные пререкания мужчины и женщины в стенах дома, который обрушивается из-за военных действий. Как ни странно, «Бред» вовсе не бредовый, и назначение абсурда здесь как раз очень даже понятно: он помогает сместить акценты с внешнего на внутреннее. В общем-то даже могу сказать, что «Бред» мне понравился. Нет, «понравился» - не то слово, и «зацепил» - тоже не то, потому что если произведение и цепляет, то только интеллектуально, но… чем-то запоминается, да. Может, эстетикой разрушения: пыль столбом, грохот, обваливающиеся перегородки, куски бетона, а на этом фоне - вялая перебранка пары, как между миллионами и миллионами семейных (или несемейных) пар. Не, если так отвлеченно подумать о произведении, то оно даже почти вштырило.

«Урок»: снова абсурд (а чего иного я хочу от Ионеско?), только декорациями на этот раз служит комната пожилого учителя, к которому на урок пришла стремящаяся к знаниям девушка, желающая подготовиться к экзамену. Какая-то база для этого у нее есть: один и один сложить она может, а вот предложение вычесть из четырех три представляет для нее проблему, и учитель принимается разбирать с ней эту задачу повышенной сложности. Несмотря на условность сюжета (или, вероятно, благодаря ей) каждый найдет здесь что-то знакомое либо про образовательный процесс, либо про отношения между учителем и учеником, либо про характеры, либо просто про абсурд жизни… и в общем-то в "Уроке" тоже что-то есть.

«Лысая певица»: а вот в «Певицу» я не вкурила. В этой истории, повествующей о том, как одна семейная чета пригласила на ужин другую, слишком много бреда абсурда, на мой взгляд. Хотя смысл в «Певице», безусловно, есть, и очень даже наглядно переданный - про сложности человеческого общения (ну, или по крайней мере считается, что пьеса об этом), - но не пошло у меня. Зато история названия запомнилась: никакой певицы, тем более лысой, в пьесе нет, а название возникло из-за оговорки актера во время репетиции, и в этом, пожалуй, весь Ионеско. И еще часы, которые бьют то ноль раз, то как попало, тоже ничего.

Из самого известного остались у меня еще нечитанными «Носороги» (или "Носорог", вечно я путаю, в каком числе название писать надо), и, думаю, в ближайшее время их прочитаю, потому что применительно к творчеству Ионеско пребываю в состоянии «умеренно и рационально enthousiasmée».

Не знаю, как это все на театральной сцене выглядит, но оно и без театра ничего так. Как сон. Безжизненный сон. От Ионеско что-то внутри немножко стынет, и он почти не запоминается, и поклонницей его творчества мне не стать, конечно, но хоть прочитала - и то неплохо. И все же что-то в нем есть.
Хотя сюрреализм я воспринимаю гораздо лучше.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up