После того, как наткнулась в Википедии на статью об эксперименте
"Третья волна" (учитель, придумав несуществующее молодежное движение, за неделю сумел показать ученикам, что их поведение ничем не отличается от поведения граждан Третьего рейха), долго намеревалась посмотреть немецкий "Эксперимент 2. Волна" и вот посмотрела наконец. Заодно, не сумев соскочить с темы, и книжку Тода Штрассера читанула, которая тоже как бы написана по реальным событиям этой "Волны", но все-таки в художественной форме. Книжка совсем не впечатлила, и я согласна с одним из отзывов, что это не литература, а скорее развернутое эссе на тему: очень простой, даже почти примитивный язык, никаких образов особых (одну попытку помню только), все четко проговаривается в лоб, ну и финал такой, в стиле tag questions (в смысле какое-то принуждение к открытому хэппи-энду).
У фильма смысл тот же (странно, если бы он был другим), но с художественной стороны он понравился мне больше, хотя, конечно, шедевром его не назвать. Однако в нем есть в целом успешная попытка не просто проинформировать об истории, случившейся в одной школе во время изучения темы "Третий рейх и Вторая мировая война", но и рассказать ее на уровне метафор, шлифанув (художественно) и придав ей целостности. Концовка в "Эксперименте 2", на мой взгляд, сугубо киношная в плохом смысле этого слова, как-то не поверила я в размахивания пистолетом на сцене, и вообще иногда действие развивается слишком быстро, отчего страдает глубина (хотя тут хронометраж заставляет укладываться в рамки), но в целом, должна сказать, весьма бодренько вышло у режиссера Денниса Ганзеля. Особенно начало мне понравилось: динамичное занятие с настоящим объяснением темы (прямо почувствовала себя ученицей за партой), начало подспудной травли тех, кто не желает вливаться в стройные ряды "Волны"... И проблем для осмысления заявлено много: тут и влияние слова и формулировок на жизнь людей, и основы сектоведения, и вечное противопостовление личности и коллектива (штампованно как-то звучит), и благие намерения, которыми выстлана дорога сами-знаете-куда, и влияние атмосферы в семье на мироощущение и психологическую устойчивость детей (ну, в данном случае уже вполне себе молодых людей, а не детей), и учительская этика (к главному герою в этом плане вопросы есть, кстати, хотя сам он вызывает симпатию и сочувствие)... Больше всего меня, пожалуй, впечатлило то, что я назвала первым: влияние слова - то, как любое явление можно обозвать дико положительным образом и убедить в его пользе кого угодно, а оппонентам, если такие найдутся, будет нечего возразить. Нет, со смысловой нагрузкой у фильма все в порядке.
Но наибольшее впечатление на меня произвел сам эксперимент, которому посвящено несколько абзацев нашей дорогой Википедии. Нашла там ссылочку на статейку о нем в школьной газете - ее прочитать стоит, думаю.
Фильму же могу дать 6,5/10, а книжке - 5/10.
ИМХИ по книжкам К списку отзывов на фильмы