Среди прочего мое детство прошло под песню "Генералы песчаных карьеров" (причем сразу в двух вариантах, и я помню, как активно мне не нравился второй вариант исполнения до тех пор, пока не привыкла к нему), и тут я нечаянно узнала, что песня связана - довольно опосредованно, но тем не менее - с "Капитанами песка" Жоржи Амаду. Разумеется, я решила прочесть оригинал, который оказался книгой про беспризорников (как и песня) с настроением, не как в песне.
"Капитаны песка" - это, как пишет Википедия, роман про банду беспризорных мальчишек (точнее, преимущественно про верховодов этой банды), которые живут в развалившемся пакгаузе на песчаном пляже. "Капитаны" - это, конечно, роман, раз так считает Википедия (или автор?), но на мой взгляд они больше похожи на сборник рассказов со сквозным сюжетом (понравилась мне эта моя собственная формулировка). Действие в нем разворачивается в Бразилии (что неудивительно, ибо Амаду - бразильский писатель и, кажется, первый автор из этой страны в моей читательской практике), и, встретив в тексте фразу[цитата в полторы строки]"На рассвете в пакгауз вошел Вертун, мулат родом из сертанов, волосы всклокочены, на ногах - альпаргаты, словно он только что вернулся из каатинги, лицо, как всегда угрюмо", я пришла в восторг: вот это местный колорит! ну ничегошеньки непонятно, даже примерно нельзя представить себе, что это за сертаны и каатинга такие; про альпаргаты ясно, что это обувь, но какая? каатинга - место, но какое именно? сертаны... я решила, что это народность, а оказалось, что это не так. В общем, что ни абзац, то загадки и незнакомые реалии. Это мне понравилось ужасно - даже несмотря на то, что сноски были примерно в половине случаев, а до гугла я довозила только часть неизвестных понятий, благополучно забывая по дороге прочие любопытные словечки. Понравились мне и яркие персонажи: хоть они там почти все будущие воры и мошенники, прожигатели жизни и альфонсы, но в обаянии им не откажешь. Понравилось и их славное товарищество, и любовь к городу, какая, наверное, может быть только у бездомного (бездомного, живущего в южном климате, заметим в скобках), и явно ощущаемая любовь автора к своей мультикультурной стране (в этом мультикультуризме я и не разобралась до конца: иногда даже не понимала, что речь идет о каких-то традиционных верованиях бразильцев, и встречающиеся в тексте личные имена - богов, как оказалось - ровным счетом мне ничего не говорили). Про психологию этих бродячих неуемных ребят и про их тоску по нормальной семье, по-моему, тоже хорошо написано, и сочувствие они вызывают искреннее, и их взросление и дальнейшие судьбы (весьма неожиданные местами) описаны тоже интересно.
Однако в этой бочке душистого золотистого меда из далекой Бразилии есть и большая ложка дегтя, а именно - революционный пафос. В этом плане "Капитаны песка" напомнили мне катаевский "Белеет парус одинокий", когда в поэзию вольницы и детства вдруг вмешивается совершенно кондовая пропаганда в духе "долой толстых богатеев, даешь счастье бедным рабочим". И так сильно этот пафосный финал портит впечатление от книжки, что последнюю часть хочется вообще выкинуть, чтобы в памяти оставались только проделки талантливых пацанов из Баии - шулеров и воришек, однако верных товарищей друг другу - и фанатов капоэйры (впервый раз про капойэру в книжке читаю).