Аниме про японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси, которому в детстве снились счастливые сны о том, что он пилот (или кошмарные, в зависимости от того, летает он или падает), но из-за близорукости ему пришлось оставить мечты о собственно полетах и сосредоточиться на конструировании аппаратов для полетов; одним словом, это аниме - нечто среднее между мелодрамой и байопиком.
Уж не знаю, что там на самом деле было (кажется, образ инженера все-таки собирательный - судя по всяким статейкам о произведении), но для профана мультфильм вполне историчен - реальные люди в нереальных отношениях между собой, реальные события (то же землетрясение 1 сентября 1923 г., о котором в Википедии аж целая статья есть), антураж, пусть и рисованный, костюмы пусть и рисованные… Большое внимание уделяется чисто японским традициям и обычаям, и хоть я видела уже штуки три-четыре аниме, все равно эти традиции выглядят для меня свежо и ново. Особенно мне понравилась традиция персонажей вести себя в обществе очень воспитанно - это, без сомнения, очень красиво.
Видимо, в качестве компенсации «99 франков», в которых тема профессиональных умений главного героя затрагивалась лишь походя, мультяшный «Ветер» внезапно оказался историей о профессионализме и о человеческом мозге. Кому как, а мне про заклепки и закрылки смотреть было интересно. Герои, полагаю, ничего из ряда вон выходящего и супер-академичного не говорили, но, если ты в обычной жизни о заклепках не задумываешься, то мультфильмокино (или киномультфильм) на эту тему тебе вполне интересен. Прорисовка деталей опять же на высоте: особенно мне понравился «рассказ в рассказе» или «сон во сне» «рисунок в рисунке», когда главная героиня рисует крупными мазками свой пейзажик, и так это классно передано уже художниками-мультипликаторами!.. Тема сновидений, оказывающих влияние на жизнь героя, тоже очень понравилась, потому что считать эти сновидения можно чем угодно - просто снами, или фантастическим миром, в котором встречаются два изобретателя, или метафорой о роли учителя в жизни талантливого молодого человека... Еще запомнились острые комментарии и ворчание героев относительно политической ситуации в Японии, которые оказались, во-первых, неожиданными, во-вторых, остроумными, в-третьих, актуальными на все времена.
Поняла, что в аниме мне не хватает компонента, который называется актерской игрой. Странно ожидать ее от мультика, но думаю, именно из-за ее отсутствия истории не... не раскрывают весь свой потенциал в моем субъективном восприятии. И эстетика аниме все-таки не совсем мое - или это все стереотипы о мультиках как о несерьезном жанре влияют на мой моцк. Хотя вообще это разные вещи: стереотипы отдельно и эстетика которая все-таки не совсем моя отдельно.
Но вообще как произведение «Ветер крепчает» очень даже. Даже немного с ремарковскими нотками, чего я совсем не ожидала.
К списку отзывов на фильмы