«Гиперболоид инженера Гарина»: не фанат Алексея Толстого, но прочитала по горячей рекомендации. О чем книжка, кстати, не подозревала вообще. Еще раз убедилась, что все-таки не фанат такого рода литературы (в частности - того духа, что в ней присутствует: бодрого такого, нахрапистого, правильным путем идущим в светлое будущее), но для общего развития почему бы и не читануть. Сюжет в целом бодренький (хоть с нынешних позиций и кажется местами наивным... но это удел фантастики прошлых десятилетий), финал неожиданный (и, я бы сказала, сказочный:[спойлер, если вдруг кто не читал]в ключе «зло уничтожило само себя»), персонажи довольно-таки картонные, ИМХО (второстепенные отрицательные уж точно, с главными поинтереснее, но и они не Жан Вальжан с Жавером, надо сказать), ярый соцреализм - и физические детали тоже - я пропускала мимо ушей (хотя, конечно, совсем не замечать этот соцреализм сложно, уж очень он комичен, на мой взгляд), а вот простое отражение эпохи внезапно понравилось. Полагаю, автор и не ставил себе задачу отразить окружающую его реальность, делая это безотчетно, и это как раз самое интересное. В последнее время я как-то часто «читаю» в книжках не сюжет, а эпоху, и отпечаток бурных двадцатых-тридцатых годов в книге есть. Наверно, именно он меня за живое и взял.
«Ты приходи к нам, приходи» Виктора Голявкина: в супермаркете, где есть маленькая полочка для канцтоваров, рядом с внезапно оказавшимся там «Оруженосцем Кашкой» я увидела Голявкина и решила прочитать его - просто потому, что книжка стояла рядом с Крапивиным и была одной из двух книжек в продуктовом супермаркете. Историю о мальчике, скучавшем в одиночку на даче и завязавшем отношения с детьми из соседнего пионерлагеря, свободно можно не читать, если вы не целевая аудитория (т.е. не третий-четвертый классы общеобразовательной школы), но так же свободно можно и прочитать: река, лодки, походы в лес, всякие ребяческие затеи… кусочек беззаботного лета, подчеркнуто простой литературный язык, каким часто написаны детские книжки, и при этом даже при таком простом арсенале автором созданы узнаваемые образы главных героев. Прочитала по дороге на работу и в обеденный перерыв, ибо страничек там - кот наплакал. :)
О, а теперь я подобралась к моей прелести - к сборнику рассказов Кортасара «Другой берег», и самое интересное здесь то, что это ранние рассказы. Прямо чувствуется, как магический реалист, откровенно называвший эти произведения слабыми, искал себя, набивал руку, пробовал создать собственный мир и нащупать свой стиль… и к концу небольшого сборника этот стиль уже узнаваем, хотя, возможно, еще не отточен, но вот начало… начало я читала, признаться, с улыбкой умиления, с какой наблюдают за первыми шагами ребенка и с мыслью «какую же пургу пишет этот Кортасар»: что-то там про вампиров, про ведьм, про ночные кошмары, про жизнь за чертой смерти, и в исполнении это так банально, как у подавляющего большинства МТА (молодых талантливых авторов - мем, принятый на литературных форумах)... Зато когда, даже еще не перевалив за экватор, я ощутила, как в рассказы вламывается этот типично кортасаровкий абсурд (ну, пришел человек домой, а там все немножко не так - голос у сестры другой, у матери платье отличается… а потом и сам он кем-то другим незаметно стал - рассказ с предсказуемым названием «Перемены»), то кайф налетел на меня, как порыв предштормового ветра, растрепав волосы и наполнив легкие свежим пьяным воздухом. Потом я, конечно, не смогла сразу соскочить со всего этого и перечитала несколько «стареньких» историй, ибо тенета крепки, и так сразу из них не выпутаешься.
А еще я перечитала «Хроники Раздолбая» Павла Санаева и тоже получила большое удовольствие. При первом прочтении я естественным образом обращала большее внимание на сюжет, и потому философская нагрузка в некотором роде прошла мимо, а тут прямо оценила этот компонент, особенно в финале. Классное произведение, что тут сказать: приметы времени, характерные герои (от слова «дико» меня вторую неделю коробит), сюжетная слаженность и смысловая цельность, душевное тепло, художественная правда и настоящесть… Нет, отличная штука!