Астрид Линдгрен, "Братья Львиное сердце"

Feb 27, 2018 20:06


С чем или с кем ассоциируется шведская писательница? ну, конечно, с Карлсоном, который живет на крыше, с мужчиной в самом расцвете сил, что носится, завернувшись в простыню, и распугивает воров, а потом устраивает для Малыша экскурсию по чужим квартирам (этого в мультике нет, но я ведь про книжку). Еще - со страшно сильной девочкой Пеппи, которая живет одна в вилле "Курица", может носить на руках свою лошадь, ловко лазает по деревьям, ждет папу-капитана дальнего плавания и скармливает своим друзьям Томми и Аннике пилюли от взросления. Еще - с неприкаянным сиротой Расмусом, с благодарностью вспоминающим о болезни, потому что больному воспитаннику достается немножко больше сочувствия от воспитателей, с Расмусом-бродягой, которого то ли одиночество гонит из приюта, то ли желание найти свой дом (впрочем, это невзаимоисключающие вещи). Еще у Линдгрен я читала "Мио, мой Мио", но, честно говоря, как-то совсем не прониклась. Даже обидно.
А тут посоветовали мне "Братьев Львиное сердце" (спасибо, boyarishnik!). О произведении я слышала, но почему-то была уверена, что это из Шекспира: путала с "Королем Лиром" которого тоже не читала, хотя прямой связи вроде бы и нет; а у меня в голове есть, и настолько крепкая, что до сих пор расцепить названия не могу.
С одной стороны, "Братья Львиное сердце", в которых рассказывается, как два брата попадают в волшебную страну и переживают там разные приключения, в силу жанра строятся по предсказуемым сказочным законам. В сказках вариантов немного, и в общем-то понятно, что ждет героев: испытания всякие, козни и злоключения, враги и помощники, заключительная битва и победа героев над противниками, а добра - над злом. При этом для меня тут кроется загадка: как можно в рамках всего вот этого, известного наперед, написать так, что читатель если он читает книгу впервые все равно будет сопереживать персонажам? как можно в подчеркнуто наивные и простые сюжетные шаблоны вложить нечто большее? а вот можно, Астрид Линдгрен это удается.
С другой стороны, эта сказочная повесть входит в топ самых необычных произведений, потому что волшебная страна - это вовсе не та страна, о которой думаешь первым делом в связи со словами "сказка", "волшебство" и "приключения", и попадают в нее не через шкаф, раму картины, нору в земле и т.п.[немножко спойлер опять же]
(и я все боялась - люблю, однако, чего-нибудь "бояться в произведениях" - что герою/героям все это приснилось)

.

С третьей стороны, первые страницы, честно говоря, дались мне довольно-таки тяжело, прямо продираться пришлось сквозь их ту самую подчеркнутую простоту. Но потом маховик раскрутился, поезд - который с паровозом - разогнался, и от этой поездки на паровозе у меня остался в душе маленький уголек, который лежит себе тихонько в уголке, и светит, и греет. Не знаю, как бы я восприняла "Братьев", прочитай я их в детстве; но, по-моему, это из тех книг, о которых поет Высоцкий и Хелависа: значит, нужные книги ты в детстве читал. Аккуратно, нежно и горячо о настоящем.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up