Познакомившись в фильме
"Король говорит" с Джеффери Рашем, которого я видела и в "Пиратах Карибского моря", но, разумеется, не узнавала, и увидев, что Раш снялся в новой картине про художника Джакометти, отчасти известного мне по рабочим делам, я решила посмотреть этот "Последний портрет", навание которого, как пишут в одной из рецах на Кинопоиске (аспирантская привычка непременно давать ссылку на источник), лучше было бы перевести как "Законченный/завершенный портрет", ибо основная тема фильма - это как раз невозможность завершить произведение искусства.
Главный плюс фильма - это, конечно, сам Раш, который даже чисто внешне так похож на художника, что, глядя на фото Джакометти в Википедии, я удивилась, зачем Рашу фоткаться для чужой страницы. Созданный Рашем образ творца в мешковатых штанах, склонного к почти аутистическим ритуалам в поведении, к переменам в настроении, аки весенний ветер, и к страшному бардаку в личной жизни тоже хорош: он вполне вписывается в стереотипные, но имеющие под собой жизненную основу, представления о сумасшедших художниках. :) И, кстати, Джакометти, словно Бунин, костерит своих товарищей по цеху только так. Личная непереносимость конкурентов, каждый из которых неповторим. Атмосфера Парижа является одной из сильных сторон кино, причем так здорово тут сочетаются типично французские ресторанчики, кладбища как места для прогулок и серые задворки, где расположена мастерская художника (тоже, кстати, с отлично воспроизведенной атмосферой - на взгляд профана в творчестве Джакометти, по крайней мере), что просто прелесть. Тема искусства, одержимости творчеством, размышления о произведении, диктующем свою волю художнику, тоже на своем месте (странно, если бы все это не затрагивалось в фильме). Визуальный ряд - сам по себе как картина: этот падающий в окно свет хочется нарисовать даже человеку, который способен только раскрашивать детские раскраски. Познавательный еще фильм, да: я постоянно ставила на паузу и гуглила то семью художника, то произведения.
Но при всех этих плюсах "Последний портрет" достаточно специфичен и по душе придется не каждому. Он сдержанный, в серо-коричневых тонах, даже какой-то медитативный, по сути в нем ничего не происходит: просто день за днем к художнику приходит позировать журналист, и позирование сопровождается обсуждением искусства или взаимными пикировками, к которым иногда присоединяются родня и друзья Джакометти. Нельзя сказать, что кино цепляет; кроме того, по форме оно напоминает завершенную историю, рассказанную ради самой истории, и полное отсутствие каких-либо выводов (или дополнительного символического измерения) или даже возможности эти выводы вывести поставило меня в тупик. В общем, у меня фильм получился скорее для ума и глаз, чем для сердца.
Думаю, стоит его смотреть в рамках рубрики "фильмы о художниках / о Париже" или для самообразования в художественной форме. Хотя творчеством Джакометти я не прониклась, честно говоря.
В общем и целом, как ни жалко, 6/10 по субъективным впечатлениям. Хотелось бы большего, но увы.
P.S. И да, озвучка нормальная, но не высококлассная, лучше смотреть в оригинале. Из-за мультилингвизма в том числе.
К отзывам на фильмы