И.С. Тургенев, "Отцы и дети"

Mar 18, 2018 12:03

Готовя перевод про одну актрису и перечисляя спектакли, в которых она участвовала, в ее послужном списке я наткнулась на название "Отцы и дети" и тотчас подумала: а почему бы мне не перечитать Тургенева? Вообще эти переводы со списками ролей опасны, потому что после каждого из них меня вшторивает "надо срочно читать вот это". "Отцов и детей" я читала только в школе и даже не могу сказать, что мне как-то особо понравилось - просто прочла, потому что надо было по программе, - и поэтому для меня стало открытием, во-первых, то, что роман, оказывается, коротенький, там буквально читать нечего, во-вторых, он местами ужасно смешной, а в-третьих, "Отцы и дети" - это просто отличное художественное произведение, а не роман, который несет какую-то там идею про угнетенный народ и прочее, что приходит на ум, когда ты вспоминаешь о школьных уроках литературы (справедливости ради, Тургенева мы проходили с хорошей учительницей, которая работала собственно с текстом произведения и не мучила нас шаблонными цитатами из советских критических статей в отличие от своей предшественницы, но идеологические ассоциации из-за предыдущей литераторши все равно сильны). То есть идею он несет, конечно, но в школе я ее явно не поняла, потому что, должна сказать, читать (в смысле понимать написанное, улавливать отношение автора и формулировать свою позицию, а не просто бежать глазами по строчкам) не умела до старших курсов универа.

Вообще очень интересно, как изменилось восприятие романа. В старшей школе "Отцы и дети" были для меня историей про взрослых людей, чьи проблемы особого интереса не вызывали; мыслей персонажей я вообще не заметила, потому что их рассуждения были от меня страшно далеки (былые любови какие-то двадцатилетней давности, вдовство, философствующие поклонники...); при этом яркий образ Базарова запомнила, конечно, а некоторые формулировки Тургенева впечатались в память намертво: мастер в работе со словом - он и есть мастер. Сейчас, мухаха, я всех этих товарищей - некоторые из которых даже перекочевали из "взрослых умных людей" в разряд "какой милый мальчик, мимими" - отлично понимаю, а их самих и отношения между ними воспринимаю совсем по-другому (ближе к реальности и к замыслу автора, будем надеяться). А еще я вижу не только то, что написано, но и как это сделано; хотя, опять же ради справедливости надо заметить, что наша учительница показывала нам "как это сделано" и давала культурологические комментарии, которые я запомнила благодаря цепкости памяти, но реально поняла их только сейчас и в очередной раз задумалась на вроде бы уже заезженную, но все равно интересную тему "изучение классики в школе" (может, попозже на пост умных мыслей накопится).

Короче, да здравствуют хорошие учителя литературы и хорошие книги!

P.S. Интересно, что возраст Базарова так и остается загадкой; и лично у меня нет идей, сколько ему могло бы быть лет.

ИМХИ по книжкам

преломляющееся, философское, взгляд назад, книги, школа

Previous post Next post
Up