Jun 23, 2011 19:16
Замечательное произведение Астрид Линдгрен. Мечтала прочитать его с 7 класса: хитрые составители хрестоматии по литературе опубликовали только две первых главы. Они и не догадывались, какую бомбу замедленного действия подкинули одной семиклашке.
Искала книжку повсюду и параллельно боялась разочароваться: довольно часто детские повести под трезвым взглядом теряют свою прелесть. Потом жаль и разрушенного очарования, и того, что книжка оказалась не такой поразительной...
С "Расмусом" этого не произошло. Повесть - "пущенная стрела", целостное, в высшей степени художественное произведение. И, ИМХО, в высшей же степени жизнеутвердающее, показывающее пример целеустремленности.
Теперь, убедившись в гении Астрид Линдгрен, хочу прочитать "Карлсона". ;)
Но все-таки некоторые изменения в восприятии книжки произошли.
Рассказы о детдомовских детях в несознательном отрочестве были для меня окрашены в романтические тона. Я совсем не чувствовала щемящего одиночества приютского мальчика Расмуса, его тоски по семье. "По правде говоря, ему будет как-то странно никогда больше не видеть Ястребиху. Не то чтобы он любил ее, но все-таки… Однажды, много лет назад, когда у него стреляло в ухе, она посадила его на колени. Он положил больное ухо ей на плечо, а она спела ему «Кто на свете всех дороже». Он тогда любил ее, он любил ее долго после этого и сильно хотел, чтобы у него снова разболелось ухо. Но ухо у него больше не болело, и фрёкен Хёк больше не тревожилась за него и почти никогда не похлопывала его во время вечернего обхода." Один из самых пронзительно грустных моментов во всей книге, хотя в целом грусти в ней немного.
Замечательно и завершение приключений Расмуса. Я крайне непроницатльный читатель, но сразу догадалась (и весьма горжусь этим %D ), что чета Нильссон и Расмус не подходят друг другу: мелочи типа нелюбви хозяйки к кошкам и желание супругов иметь кудрявого мальчика, а не "мальчонку с прямыми волосами" разрушают восторг от вроде бы обретенного дома. А поведение Мартины и Оскара моему теоретизирующему мозгу показалось идеальным:
"- А ты, Мартина, захочешь взять мальчика с прямыми волосами? - робко спросил он.
Тут Мартина обняла его. Никто не обнимал его с тех пор, как у него стреляло в ухе и он сидел на коленях у фрёкен Хёк. Руки у Мартины были твердыми и сильными, и все же они казались ему мягкими, намного мягче, чем у фрёкен Хёк.
- Хочу ли я взять мальчика с прямыми волосами? - засмеялась Мартина. - Конечно, хочу. Сам понимаешь, зачем мне курчавый мальчишка, когда у меня у самой волосы прямые, как гвозди. Хватит нам и одного курчавого в семье, - сказала она и посмотрела на Оскара.
Оскар сидел на крыльце и гладил маленького черного котенка, который ласкался к нему.
- Нам нужен парнишка только с прямыми волосами или никакой, - заявил Оскар. - Это мы с Мартиной всегда говорили."
Читала у Б.Спока о приемных детях (не со всем у него можно согласиться, но то, что он говорит об усыновлении, мне понравилось): важно подчеркивать, что приемные родители хотели именно такого ребенка (вплоть до цвета глаз), каким и является их усыновленное чадо.
Короче говоря, эмоции через край: это одна из моих любимых книг!
дети,
книги