Прошли те времена, когда "смотреть сериалы" означало "смотреть дурацкое телевизионное мыло или криминальщину российского производства". Я, кстати, до сих пор удивляюсь храбрости людей, которые во всеуслышание заявляют, что они за ужином смотрят ситкомы с ТНТ; хотя это, конечно, чистая вкусовщина, и то, что не нравится одному, вполне может чем-то нравиться другому, но в моем понимании эти ситкомы - такой шлак, что кажется, будто это непреложный факт, а не мое субъективное восприятие.
Так вот, я о "смотреть сериалы". Как раз вчера на АДМЕ видела картинку из серии "реалии современной жизни глазами художника", где рисованные людишки тащат с Голливудских холмов буквы слова "Hollywood" и устанавливают там "Netflix". Сериалы теперь - это классные проекты от британских *подпрыгивает от радости*, канадских и американских студий (это как раз то самое Netflix), а еще от итальянских и разных других, но они в данный момент вне моего поля зрения, и в моей кинопрактике сериалы качественней традиционного кино: я посмотрела много проходных фильмов, но все сериальчики были уровнем выше среднего, а если не скромничать и говорить совсем точно - то высокого (возможно, это из-за процентного соотношения, все же сериалов я видела куда меньше, чем фильмов).
Совсем свеженький "Патрик Мерлоуз" из пяти серий, снятый в мае-июне 2018 и уже выложенный на торренты с субтитрами, - не исключение. Сначала я с какого-то дуба решила, что он основан на реальных событиях (?!) и будет про панк- или рок-музыканта, и первую серию, во время которой герой только кололся и пил (подходящее занятие для панка, не правда ли?), все ждала, когда уже музыкальная тема начнет развиваться, а ее все не было и не было... А потом поняла, что я эту тему сама выдумала, а сериал-то просто о жизни (за)главного героя Патрика, который долгие десятилетия не без причины ненавидит своих родителей и ищет спасение от этого в многочисленных любовных связях (в первую серию я в его бабах женщинах совсем запуталась, и, когда они появлялись в следующих эпизодах, то в лицо их почти не узнавала и ориентировалась по контексту), в алкогольном и наркотическом забвении, в саморазрушении и в разных группах поддержки, в дружбе и любви, в семье и детях (мда, через запятую вышло).
Сделан сериал прекрасно. Действие захватывает вне зависимости от его масштабности: я с одинаковым замиранием сердца, почти забывая дышать, следила и за важным разговором между Патриком и его другом, и за тем, как маленький Патрик прыгает на крышке колодца. Современная жизнь Патрика показана преимущественно в темных и приглушенных тонах, флешбеки в детство - в ярких и мягких красках явно с какими-то специальными фильтрами на камере. Закольцованность событий и то, как они перекликаются друг с другом сквозь года, завораживают (вот маленький Патрик бежит по саду... вот он смотрит в сад, будучи взрослым, а по саду бежит его сын...) и заставляет думать, что "Патрик" даже тянет на мини-сагу. Все эпизоды внутри одной серии сплетены в единую ткань повествования (иногда - с помощью музыкального сопровождения, которое занимает здесь значительное место), и то, как они то резко, то плавно сменяют друг друга, наглядно показывает, что каждый человек родом из детства и что страшно циничный плейбой - это просто маленький мальчик, который боится отца и тянется к матери. И который и сейчас, в возрасте 20+, 30+, 40+ и т.д. слышит в своей голове едкие отцовские ремарки (и даже сам иногда произносит их вслух). Что до "произносить вслух", то герои не толкают страстных речей, все взаимодействие между ними построено на коротеньких диалогах, на обрывочных репликах, но за каждым обрывком много смысла и полутонов. В этом плане у моего внутреннего эстета снесло башню от второй серии: по содержанию она самая страшная, и сценаристы, видимо, особенно постарались для нее с диалогами, потому что буквально каждая фраза имеет подтекст и звучит как минимум в двух тональностях. Все страшное, к слову, остается за кадром, но то, как оно остается, по сравнению с прямым показом производит еще большее впечатление: черный провал двери в комнату (а кажется, что не в комнату, а в ничто), мертвая тишина дома, яркое солнце, летний день... просто Ахматова:
<А не то...> Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
Актеры отличные: опять хочется вставить клише, что они создали не персонажей, а людей. Особенно впечатлил мальчик, сыгравший Патрика в детстве, и то, как Дженнифер Джейсон Ли (мать Патрика) сыграла свою героиню в старости, когда та полупарализована... и в своем ли уме? Отца Патрика играет Хьюго Уивинг (агент Смит из "Матрицы" и Элронд из "Властелина колец"), и тут, надо сказать, против обыкновения я его сразу узнала. :) Гримеры (а, может, и не только гримеры) тоже поработали на славу: им надо было старить актеров лет на двадцать-тридцать, и со своей задачей они успешно справились; особенно, на мой взгляд, по части мужского грима.
Единственный недостаток "Патрика Мерлоуза" - это титры: аляповатые кадры ядовитого цвета и крупный шрифт, как к низкокачественному мультику или даже к диафильму. Может, конечно, это концепция какая-то, но, по-моему, авторы просто решили не заморачиваться и сляпали заставку кое-как - по непонятным для меня причинам. Конечно, в стильности заставки любому кинопродукту сложно тягаться, скажем, с "Острыми козырьками", но хоть немножко можно было бы постараться? короче, я бы сделала по-другому.
Но на качество сериала в целом косяк с заставкой не влияет. К слову, снят "Патрик" сразу по пяти романам некоего Эдварда Сент-Обина (один роман - одна серия, видимо), но это редкий случай, когда к первоисточнику обращаться мне не хочется. Ясно, что каждую книжку хорошенько отжали для того, чтобы получить концентрат для серий, но как хорош концентрат!
Ах да: "Патрик Мерлоуз" - это первый фильм с Бенедиктом Камбербэтчем в моей кинопрактике ("Шерлока" не смотрела из духа противоречия: из-за того, что одно время он из каждого утюга транслировался, но как-нибудь, может, и посмотрю). Ну а чо, хороший актер.
И еще одно "ах да": еще одним плюсом сериала является британское произношение, услада моего слуха.
К отзывам на фильмы