Йенс Андерсен, "Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь"
Sep 26, 2018 21:10
Как обычно, не знаю, где вдруг увидела название этой книжки, зацепившись, разумеется, за имя Астрид Линдгрен. Видимо, я в беспамятстве свои списки на почитать составляю. "Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь" - это биография шведской писательницы, составленная в достаточно вольной форме Йенсом Андерсеном, датским коллегой по ремеслу, который помимо писательства занимается еще преподаванием и исследовательской деятельностью (в т.ч. биографиями). Впечатления от книги у меня противоречивые: с одной стороны, читать по большей части было интересно, но с другой у нее есть один значительный недостаток: в биографии иногда слишком сильно проступает сам Йенс Андерсен. Материал подобран хорошо, и я узнала много нового об Астрид Линдгрен на всех этапах ее жизни: ровное повествование о счастливом детстве, о непростой юности, о зрелых годах, о семейной жизни, литературном пути и об общественной деятельности Астрид сопровождается черно-белыми фотографиями, которые отлично отображаются даже в читалке. Но вот этот вот личный взгляд Андерсена, которого страшно привлекает обсуждение гендерных ролей, феминизма, экофеминизма и половой гигиены... ну как задвинет он эти свои темы на сотню страниц (без преувеличения на сотню по параметрам моей читалки), то хоть святых выноси. Не знаю, что еще тут сказать. Утомившись читать феминистические рассуждения, я чуть было не бросила книжку вообще (это был как раз тот самый кусок на сто страниц), а потом просто пролистывала эпизоды, когда автора начинало заносить. Особенно меня умилило завершение книги: проводить Астрид Линдгрен в последний путь пришли не только феминистки, но и простые люди. Да что ты говоришь, дорогой Йенс! ничего, что речь идет о писательнице с мировым именем? Понятно, что Йенс Андерсен имеет право на свое видение, но я к этому отнеслась без восторга, во-первых, потому что просто не разделяю его взглядов, а во-вторых, мне показалось, что местами эти феминистические рассуждения собственно к жизненному пути Линдгрен притянуты за уши. Еще несколько раз резанули слух комментарии Андерсена в духе "наивные верования Линдгрен" или "ее предрассудки на тему чего-то там", из-за которых на ум сразу приходят советские критические статьи, показывающие, как все великие авторы что-то недопонимали в мироздании, а вот умные критики зрят в самую суть и сейчас читателям все объяснят. При этом предрассудки и наивные мысли можно было бы заменить простым словосочетанием "мнение Линдгрен по такой-то теме", и никакого осадка от формы высказывания не было бы. Хотя, возможно, это переводчик подкачал, как и в некоторых других местах, где я подскакивала не кривоватых формулировках.
Впрочем, этим недостатки биографии исчерпываются, и на сцену выходят достоинства книги: тот самый богатый фактический материал, в целом хорошее литературное изложение, некоторая лиричность тона, несомненное теплое отношение автора к Астрид Линдгрен, большое количество отрывков из писем и дневников Линдгрен, благодаря которым можно услышать ее голос - голос дамы, исполненной чувства собственного достоинства и самоиронии, большой выдумщицы в играх с детьми, внуками и их друзьями, и глубокого меланхолика, маскирующегося в обществе под веселого человека... Голос любительницы уединения и единения с природой на мелком скалистом острове, экстравагантной бабушки, которая в возрасте 70+ лазала по деревьям вместе со своей подругой из категории 80+ и фоткалась в таком виде. Уверенный тон успешной бизнесвуман и сомневающийся - известной писательницы, которая каждый раз удивлялась своей славе и спрашивала дочь, не кажется ли ей странной такая популярность. Голос матери, у которой всю жизнь непросто складывались отношения с сыном (о которых, возможно, она говорила в метафорической форме во всех своих книгах об одиноких детях). Голос женщины, которой, по-моему, невозможно не восхищаться. Астрид Лингдрен прекрасна.
Помимо этого голоса в книге еще есть необычный для русского человека взгляд на Вторую мировую войну из далекой и вроде бы мирной и сытой Швеции, есть много обыденности (Астрид Линдгрен так же, как и все мы, училась, трудно искала работу, гуляла с коляской, навещала родителей, радовалась переезду в новую квартиру, существовала в ритме "проснулся - пошел на работу - пришел - уснул - проснулся - пошел на работу..."), есть очень много переписок (Линдгрен можно назвать человеком-письмом: у меня сложилось впечатление, что деловые и личные письма она писала непрерывно и в огромных количествах, и переписка с одним человеком, состоящая из сотен и сотен посланий, для нее не редкость) и очень много дружбы: более чем семидесятилетней дружбы Астрид с ее подругами (с некоторыми из них они были одноклассницами, с кем-то познакомились в парке, гуляя с колясками), дружбы между братом и сестрой, между тремя сестрами, которые в глубоко пенсионном возрасте созванивались каждый день и приветствовали друг друга шуточным заклинанием, демонстрирующим, что смерть они обманули и у них есть еще один день жизни, а при встречах эти почтенные дамы, немощные телом, но бодрые духом, от души куролесили в машине племянников...
В общем, "Этот день и есть жизнь" - это книга о дружбе и об экзистенциальном одиночестве, о тепле непростых человеческих отношений, о внутреннем мире и мудрости глубокого человека (причем мне эта мудрость показалась едва ли не врожденным качеством Астрид Линдгрен), о счастье детства и о счастье писать. Это повод поближе познакомиться с мировой бабушкой Астрид Линдгрен, которая с высоты своего возраста называла мальчиками шестидесятилетних мужчин и под взглядами телохранителей могла потрепать по щечке чиновника. Не могу назвать эту биографию обязательной к прочтению, но если есть интерес к теме, то почему бы и нет?
[бонус]Ну и в качестве бонуса просто маленькая история, которая мне запомнилась, но в пост не впихивается: Узнав из прессы о роли <в общественной жизни - Кс.>, которую ей приписывали, писательница рассказала историю, произошедшую во время бомбежек Лондона. Одно большое здание разбомбили, и спасатели в развалинах искали выживших. Внезапно из-под обломков раздался безумный смех. Смеялась старуха, уцелевшая в руинах ванной комнаты. Когда спасатели поинтересовались, что старуху так насмешило, она ответила: «Ха-ха-ха - я потянула за цепочку слива, и все рухнуло!»