Вышедшее из-под женского пера

Oct 14, 2018 10:46

Мне не хотелось делать отдельный ругательный пост под одну из книжек, поэтому решила подождать, пока дочитаю следующую, и упомянуть мимоходом не понравившуюся книжку в посте про понравившуюся. Книжки, собственно, такие:
- "Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок" Фэнни Флэгг;
- "Три Анны" Ирины Богдановой.
(для создания интриги предлагается угадать, что "понра", а что "бубубу")

"Трех Анн" мне подарили, и я, соскучившись по бумажным томикам, испытала удовольствие от чтения книжки книжкой - перелистывая страницы, ощущая вес издания в руке и вот это вот всего (с). Закончив книжку, я вернулась к читалке и обнаружила, что по читалке тоже соскучилась. Раздвоение читательской личности, не иначе.

"Три Анны" - это роман, повествующий о переплетенных между собой историях трех девушек, одна из которых принадлежит к дореволюционному купечеству, другая - крестьянка, чья молодость пришлась на двадцатые-тридцатые годы, и третья - наша современница. По синопсису мне понравились этот намек на сагу и сам замысел произведения о Промысле в человеческой жизни, но реализация... мда. Не совсем лубок, конечно, но близко к этому. Увы, православный соцреализм, где одни герои белы, как снег, другие - черны, словно сажа, интрига пряма, как палка, и заранее ясно, что как будет (ну или в крайнем случае можно предположить альтернативный вариант развития действия), а автор не дружит с Обоснуем и лепит события, как душенька пожелает, отчего я всю дорогу по Станиславскому не верила и мучилась ощущением натягивания совы на глобус. И русская языка у автора тогось: спотыкалась я на каждой странице. Нет, жЫ-шЫ в книге, конечно, не встретишь, но с точки зрения стиля и сочетаемости слов недостатков ну очень много, на мой взгляд, из-за чего текст напоминал мне отрывок, выложенный на литературном форуме Молодым Талантливым Автором для мягкой критики. Не рекомендую, кароч. Мне даже было трудно смириться с тем, что есть категория читателей, которая читает и радуется, хваля приятное и светлое послевкусие от книги (для меня фальшь, нарочитость и слабая литературная составляющая перевесили доброе и светлое, которое в "Трех Аннах", безусловно, есть), но в конце концов попустило. Каждому свое, раз звезды зажигают, значит, это кому-то нужно, и все такое.

Вторая книжка, на которую я обратила внимание из-за необычного названия, содержит в себе антиклерикальные настроения, сомительные и в прямом смысле тошнотворные эпизоды (строго говоря, тошнотворный момент там один, но мощный), но промыслительности, любви и, не побоюсь этого выражения, Божественного присутствия там гораздо больше, чем в вымученном соцреализме про трех Анн (как мне нравятся такие выверты!). "Жареные зеленые помидоры" повествуют о жизни маленького американского селеньица в тридцатые-сороковые и восьмидесятые годы двадцатого века, и в них прекрасно все - начиная от калейдоскопической формы повествования и заканчивая яркими персонажами и духом типичного селения, где негры говорят "миз Смит", а баптисты перемешаны с христианами седьмого дня, и этим "Помидоры" попадают в тональность "Настоящего детектива" (который первый сезон сериала) и вызывают ощущение аутентичности - глубокой и прохладной, как речной омут в жаркий день в штате Алабама. А темой узкого сообщества жителей, которым приходится переключать регистр от "я представитель закона" до "я ваш сосед и друг", роман перекликается, например, с "Большой аферой" или "Тремя билбордами".

Калейдоскопическая форма заслуживает особого внимания: устные истории от лица обитательницы дома престарелых, рассказанные в 1986 году, чередуются с заметками из местной газеты первой половины двадцатого века, между ними вклиниваются обычные повествовательные эпизоды разных лет, а заканчивается эта мозаика рецептами тех самых жареных помидоров и всяких других блюд (хозяйке на заметку, ням-ням). А само произведение я могу описать только банальными эпитетами, которые кочуют у меня из поста в пост: оно цельное, художественное, полное иносказаний и загадок, которые разгадываются в свой черед, оно оставляет читателю пространство для маневра, каждая деталь в нем в свой час отыгрывает свою партию, и все это являет собой пульсирующую жизнь со всеми ее этапами: началом, расцветом, пиком, ровным плато и упадком. Прекрасно. В душе после "Жареных зеленых помидоров" остаются жар летнего дня, голоса жителей и ароматы еды, готовящейся в кафе "Полустанок".

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up