После
"Соборян" я почему-то думала, что Лесков должен специализироваться на повестях о священнослужителях, и почему-то не ошиблась, хотя, конечно, "Край света" оказался совсем не тем, что я ожидала. Начинается он как разговоры в гостиной, но очень скоро превращается в Белое безмолвие по-сибирски с богословски-философским уклоном и немножко с житийными нотками (без которых Лесков не будет Лесковым), и для меня это, пожалуй, одна из самых внезапных смен регистра в русской литературе. Темы в "Крае" поднимаются вечные и глобальные (любовь и свобода, христианизация народов, отношения человека и системы, (не)противопоставление церкви как института и Церкви, которую врата адовы не одолеют). Эволюция героев присутствует, отношения между персонажами отличные, про культуру поморов что-то новое узнать можно (ну, или вспомнить хорошо забытое старое). Проблемы описываются те же, что и сейчас, так что все очень даже актуально, и читается повесть легко: по форме она, может, и выглядит немножко устаревшей, но длинные периоды и напевность милы моему сердцу, а море отсылок к Евангелию и Псалтыри делают произведение образным и многогранным.
В общем, это одновременно и простая повесть об очевидном (о том, что нормальные человеческие отношения могут быть основаны только на совести и любви), и повод призадуматься о том, как сложно этого очевидного достичь, в ней есть, и северный колорит не может оставить равнодушным читателя, выросшего на Джеке Лондоне. Понравилось. Думаю, в школе неплохо бы пошел сравнительный анализ "Края света" и какого-нибудь цикла северных рассказов Лондона: сходство и различия в изображении коренного населения разными писателями; причины, смысл и итоги северных путешествий для каждого из авторов и их персонажей; отношения белых пришельцев и аборигенов; противопоставление природы и цивилизации у Лескова и Лондона; угадай автора по отрывку/описанию снежной бури/северного сияния. А что? по-моему, здорово. Особенно прекрасно то, что даже названия произведений у Лондона и Лескова перекликаются: В краю далеком (один из моих любимых рассказов, несмотря на то, что здесь Лондону изменяет его обычное жизнелюбие и вера в людей, а персонажи нарисованы крупными мазками в духе ругаемого мною соцреализма) и На краю света - при том, что по сути они прямо противоположны; тоже, кстати, чем не тема для анализа?
ИМХИ по книжкам