Залила в читалку очередную порцию книжек: "Будденброков" Манна, "Театр" и еще несколько произведений Моэма, ну и еще по мелочи всякого. Начала с "Театра" и думаю: ну, дает старик Манн, вообще сам на себя со своей "Волшебной горой" не похож; и куда его занудство размеренность и методичность подевались? А потом смотрю - это ж Моэм. Ясен пень, не похож.
Моэма я решила почитать потому, что надоело без конца встречать его имя во всех списках самых-самых книжек и ничего о его творчестве не знать: он явно классик, а я ни в зуб ногой. Начала с "Театра" - с романа о жизни актрисы предпенсионного возраста, которая проходит через возрастные, личные и профессиональные кризисы и попутно заводит отношения с юношей вдвое младше себя. Несмотря на довольно-таки мелодраматическую суть, роман наполнен меткими и порой очень едкими замечаниями о человеческой природе - иногда я просто покатывалась со смеху и хотела непременно вынести некоторые фразочки в афоризмы, - но при этом веселого в нем мало: лицемерия, художественно оформленных подлых поступков и неприятных характеров в нем хоть отбавляй, а Джулия, главная героиня, напомнила мне булгаковскую Маргариту, изнутри сжигаемую ненавистью. Нельзя сказать, что персонажам сопереживаешь, но следишь за их жизнью с интересом. Про театральную изнанку опять же интересно: сборы там, пьески, авторы, репетиции, работа режиссеров и актеров... Занятно. Очень понравилось, как показано, что Джулия воспринимает жизнь как театр и всю жизнь виртуозно играет разные роли, парадоксальным образом чувствуя себя свободной от притворства только на сцене. Понравились размышления о ее несомненном таланте, описания ее горения и способности сыграть любого персонажа, и жутковатенькие мысли о том, что стоит за этим талантом - и есть ли там вообще человек по имени Джулия?
Одним словом, как художественное произведение "Театр" мне очень понравился: все штрихи объемной картины на своем месте и оттеняют ровно то, что нужно. Рука мастера, однако. Но при этом, как мне показалось, все проблемы "Театра", в том числе и экзистенциальные, не выходят за рамки отношений между людьми, особенно - за рамки отношений разной степени романтичности между мужчиной и женщиной, и мне не хватило прорыва в верхние сферы, да не прозвучит это эзотерически, без чего произведению сложно всецело завладеть моим сердцем.
"Театр" - это эдакий палантир, как в эпопее Питера Джексона: его можно подержать в руках, полюбоваться игрой света, и в этом он очень неплох, но пускать в душу не стоит. Толкиновский палантир, правда, этого не спрашивает и вламывается сам, но моэмовский я таким своеволием наделять не буду.
ИМХИ по книжкам