Ирвин Шоу, "Молодые львы"

Dec 16, 2018 15:28

Книжки Ирвина Шоу в однотипных цветных обложках стояли на полке у тети и на пороге между отрочеством и юностью казались мне страшно взрослым чтивом - вероятно, отчасти из-за обложек, где в стиле кино нуар были набросаны портреты или силуэты людей. Читала я их почти украдкой и прочла, по-моему, всего Шоу из тетиной библиотеки, но с разным результатом. Какие-то произведения мне не запомнились от слова "совсем", какие-то я перечитывала, снова приезжая в гости. "Вершина холма", например, понравилась из-за жизнеутверждающего тона: в ней рассказывается история молодого мужчины, который имел все шансы стать маменькиным сынком, но взялся за себя и, хоть и не без перегибов, но смог встать на ноги и наладить свою жизнь. Особенно мне там запомнилась линия адреналиновой наркомании этого героя, который увлекается парашютизмом и кладет на алтарь увлечения буквально все, и хэппи-энд - не сладко-бравурный, а сдержанно-оптимистичный. Хорошо почитать историю жизни, в которой все в итоге более-менее. "Люси Краун" запомнилась как книга о катастрофе в семейных отношениях, и хотя финал там, насколько я помню, тоже "лежит в сторону мечты", катастрофическое послевкусие все же сильнее, чем итоговая попытка все выровнять.

А тут решила почитать "Молодых львов": вроде как о Второй мировой, чего бы и не читануть. Впечатления странные. В плане языка и художественности Шоу ну вообще ничем не удивил: за весь длинный роман порадовалась удачной формулировке или метафоре пару раз от силы. Хотя должна сказать, что в остальных книжках он тоже ничем в этой сфере не удивляет. По сюжету сначала не понимала, зачем повествование скачет между историей симпатичного лыжного инструктора и по совместительству искреннего нациста, линией обыкновенного американца средних лет и историей американского еврея с русскими корнями, но потом сообразила, что они встретятся в финале - который, к слову, понравился тем, как разрозненные нити стали неумолимо завязываться в один узел, - и принялась делать ставки на то, кто кого укокошит застрелит. Их персональные истории показались небезынтересными, а какие-то моменты даже понравились, но уж очень много букв, плюс еще довольно занудно написано... в общем, иногда я почти пролистывала. Философские мысли о войне там есть, и они вынесены в специальные монологи (куда уж Шоу до Толстого, который методично вкручивает читателю свое видение проблемы с помощью толпы постоянных, эпизодических и одноразовых персонажей), и, наверное, в них даже что-то есть, но я их пропустила мимо ушей, потому что внимание было сосредоточено на другом: на видении той войны, которая для всех Вторая мировая, а для нас - Великая отечественная.

И могу сказать, что если бы не знание того, что в книге описывается именно Вторая мировая и если бы не несколько упоминаний фашизма/нацизма, мне бы и в голову не пришло, что это - та самая война, о которой 9 мая поют "со слезами на глазах". Настолько иное восприятие (автором и героями), что удивительно. Да, конечно, все это логически объяснимо, но все равно удивительно. Боевые действия на территории Северной Африки (должна признаться, что о боях в Африке узнала только из "Молодых львов"), победоносный проезд немцев по Франции, которому не помешали наспех сооруженные баррикады в сельской местности, солдаты, шныряющие по борделям, американцы, копящие баллы за медали для того, чтобы по окончании боевых действий быть демобилизованными в первую очередь, взятие союзниками Парижа (это уже какая-то война 1812 года, а где же Берлин?), госпиталь в жаркой Италии, концлагерь, при описании которого я было подумала "чот ты, чувак, гонишь, не бывает таких лагерей" (немного позже автор реабилитировался), одиночное катание немца по Франции на украденном велосипеде... Вы бы узнали в таких деталях 1941-1945 годы? Ах да, и русские там упоминаются едва ли не единственный раз в контексте "сдаваться можно американцам, но не русским, а то они отправят в Сибирь". Очень непривычный взгляд, просто разрыв шаблона. В этом плане "Молодые львы" интересны, конечно. Собственно, это главное впечатление от романа Шоу, и больше мне сказать о нем нечего.

Ну и еще мне показалось, что образ Кристиана Дистля, немецкого солдата-инструктора по лыжам, получился у Шоу более шаблонным, чем образы американца и еврея. Ощущение, что про двух последних он писал по личному опыту (жизни и общения), а про Кристиана "из головы придумал". Впрочем, это субъективное восприятие, основанное на довольно поверхностном прочтении.

ИМХИ по книжкам

преломляющееся, взгляд назад, книги

Previous post Next post
Up