В жизни не думала, что прочитаю что-то из цикла про Таню Гроттер. Одно время, когда эта серия Дмитрия Емца (я тогда не знала, кто автор) была на пике популярности, его книжки с обложками в стиле, имитирующем, разумеется, стиль Гарри Поттера, можно было купить на любой кассе продуктового (!) супермаркета, рядом с жвачками и шоколадками. Наверное, в том числе и из-за этих касс имя Тани Гроттер у меня прочно ассоциировалось со словами типа "ширпотреб" и "попса"; из-за активной рекламы примерно те же ассоциации у меня были и с первоисточником, т.е. с героем Роулинг. Сейчас я думаю, что ГП мог бы мне и понравиться, потому что не припоминаю ни одной британской сказки, которая бы не вызвала у меня как минимум симпатию (а то и нечто гораздо большее). Но поезд ушел, груз предубеждений слишком тяжел, некоторые книжки надо читать в детстве, чтобы расти вместе с героями и все такое.
Однако "Гарри Поттер" столько обсуждался и в моем окружении, и в статьях (в т.ч. и в статьях про разные переводы), и ссылок на него столько встречала, что даже без обращения к первоисточнику мне хватило бэкграунда для того, чтобы уловить в "Тане" по крайней мере часть отсылок к Роулинг, и я не знаю, как они воспринимаются фанатами Гарри Поттера, но на мой беспристрастный взгляд это угар. :))) Юмор, вдохновенная шутка, игра намеками на известные сюжеты - определенно сильная сторона Дмитрия Емца. Точнее, можно даже сказать, что юмор так глубоко входит в сущность (автора или произведений?), что он вместе с языком изложения сплавлен в одно целое, в нечто искрометное, и в тексте происходит непрерывное жонглирование вывернутыми наизнанку клише, обыгрываются обороты речи и образы, и больше всего "Таня Гроттер" напомнила мне "Понедельник начинается в субботу". Помимо языка тут сыграли роль и тема волшебного учреждения, и фантасмагоричность происходящего, и издевательства над мифическими персонажами новый взгляд на мифических существ, и нотки утопии ("Понедельник" - утопия сам по себе, и любая сказка, где неизменно "побеждают наши", тоже имеет в себе что-то утопическое в хорошем смысле этого слова). Правда, не могу не заметить, что, во-первых, именно из-за этого сходства я ощущала вторичность магического мира Тани, да и принцип наименований героев, по-моему, Емцом тоже позаимствован. Но так ловко он играет со словами вообще и с именами собственными в частности, что заимстование простительно. А во-вторых, как раз из-за обилия шуток и игры у меня сложилось впечатление, что юмор здесь ради юмора и нагромождение деталей волшебного мира - ради этих деталей. Короче, всего этого немножко слишком.
Что касается серьезной стороны приключений Тани, то книжка порадовала смыслом - о дружбе и любви, о предательстве, о человечности и о вечных ценностях - а еще - наличием емких житейских наблюдений, и иногда даже философскими и метафизическими нотками (хотя лично я ожидала метафизики несколько иного рода... но и так сойдет). Сюжет для такого опытного читателя, как я, оказался местами предсказуемым, а местами - нет, потому что за логикой нового автора следить бывает довольно сложно. Без романтики юности тоже не обошлось, а кто не хочет вспомнить свои шестнадцать? Что до главной проблемы повести, то я почему-то ожидала большей жести и саспенса, а все оказалось довольно мило и беззлобно. Мой мятежный дух этим не удовлетворен, но вообще такой расклад в духе автора, так что претензий никаких.
Резюме: для знакомства одной выбранной наугад ну ладно, по синопсису книжки вполне достаточно, и читать что-то еще про Таню смысла нет, но я могу понять, чем читателям разного возраста нравится цикл и что заставляет их читать все книги серии одну за одной. Для целевой аудитории, т.е. для детей и подростков, так вообще отличное чтение: в первую очередь оно, наверное, все-таки развлекательное, но, безусловно, со смыслом. Небезупречный, но хороший русский язык в копилку опять же (небезупречный он потому, что несколько раз я споткнулась на выражениях, и разбитного разговорного стиля на мой вкус тут немножко больше, чем мне хотелось бы). И любовно-ироничное отношение автора к героям и к событиям - тоже большой плюс. Нет ничего хуже, чем когда всякие графоманы пытаются выехать на эльфах-гномах-драконах и иже с ними на серьезных щщах (видимо, думая, что если они назвали персонажа гномом, то они уже сразу Толкины), но когда все эти приключения с драконами - словно безалкогольное шампанское, играющее в солнечном свете и веселящее душу, то получается очаровательно.
ИМХИ по книжкам