Энн Тайлер, "Дилетанское прощание" Френдлента кинула в меня любопытным отзывом на книжку, в которой рассказывается о том, как молодой вдовец стал иногда видеть свою жену, и меня привлек не дешевый мистицизм сюжета, а надежда на то, что это такая метафора для разговора о близких людях, о потере, о жизни, которая продолжается. Первое описание видения, встречающееся едва ли не самых на первых страницах, дополнительно порадовало нотками магического реализма - непонятно, то ли герой кукушкой поехал, то ли явления и впрямь настоящие, то ли это образ, - но очень скоро, при первом же флешбеке, "Прощание" съехало в женский любовный романчик - не самого плохого качества, но Маша, блин. Как по мне, так при всей серьезности затронутых тем - любовь, смерть, дрязги, (не)умение отпустить - и при том, что в произведении явно присутствует скелет в виде основной мысли, да еще и не без юмора к тому же, книжка все равно ни о чем. К счастью, она коротенькая, поэтому расправилась я с ней быстро.
Запомнился, пожалуй, забавный финт от автора: по сюжету главный герой работает в издательстве, которое специализируется на всяких книженциях типа "Дилетанские рецепты", "Дилетанские путешествия" и так далее. И "Дилетанское прощание" тут же. Ну, вы понимаете. Разрушение четвертой стены и все такое.
"Любой ценой" (2016) Занятность фильма в том, что он вроде о грабителях банков, но при этом в нем нет изящности "Аферы", эгегейского настроения каких-нибудь -дцати друзей Оушена, изощренность детективной линии тоже отсутствует. Грабят банки тут два брата, загнанные в угол налогами, долгами и вот этим вот всем, очень далеким от романтики. Все события происходят в страшном захолустье. Грабят эти несчастные банки наши злодеи по мелочи, пытаясь наскрести на необходимый платеж, и попутно переругиваются друг с другом, вступаются друг за друга, и весь фильм такой бытовой и несуразный, что чем-то напоминает милого в своей уязвимости и несуразности "Станционного смотрителя" (хотя "Смотритель" мне нравится больше). Этические проблемы в нем тоже есть, есть и драма, и едкий житейский юмор, есть и противостояние с законом, но и закон, и беззаконие тут вызывают симпатию, поэтому ты всем сочувстствуешь, всех жалеешь, но во время погонь-перестрелок все-таки болеешь за одну из сторон чуть больше. В общем, довольно необычный по настроению фильм, примерно на 6,5/10 по шкале моего личного Кинопоиска.
[спойлер о сути фильма] Квинтессенция его настроения - сцена, когда рейнджеры устраивают засаду около очередного банка и, мирно уснув, пропускают появление (и исчезновение) грабителей, а грабители матерятся, потому что банк оказывается закрыт. Впрочем, о том, что на дверях висит замок, рейнджеры узнают еще позже грабителей. Так и живем.