Захар Прилепин, "Грех" и другие рассказы
Среди героев Прилепина встречаются юные влюбленные, молодые родители или подростки, но в основном они - пацаны (не в смысле возраста), которые беспробудно бухают, снимают девиц, работают вышибалами в ночных клубах, пытаются наладить свою жизнь после выхода из тюрьмы, занимаются какими-то сомнительными перекупками старых машин, воюют в горячих точках... Однако все это исполнено такой нежности и поэзии, что мне хочется назвать Прилепина Буниным двадцать первого века и по аналогии с «радостью бытия» ввести в обиход понятие «нежность бытия». Ужасно люблю такое - так редко встречающееся! - несоответствие формы и содержания, да еще в сочетании с нестандартным ярким и образным языком. Рассказы Прилепина - это мягкая, почти невесомая, полупрозрачная ткань: она играет на солнце, словно речка в жаркий день; как ветерок, согревает (или охлаждает) кожу, щекочет ступни гибкими или сухими стебельками, утекает между пальцами, как прибрежный песок, кружит голову ароматами цветов, хвои и трав; ложится на душу тенью, как застывшее в ослепительной вышине облако, стекает по губам, как сладкий сок арбуза, нагревшегося на солнце и остуженного в ведре с водой... Я получила большое удовольствие от чтения? испытала кайф? наслаждалась каждым абзацем? все не так, все не то. Даже страшно что-то еще у Прилепина читать: вдруг оно не так прекрасно?
Спасибо за наводку
mama_gremlina.
Агата Кристи (под псевдонимом Мэри Уэстмакотт), "Пропавшая весной"
Уже читала, и даже не один раз, но вроде бы ни разу не писала об этой евангельской по духу повести о том, как благополучная женщина - из тех, кто живет для других, что видно по тому, как другие загнаны (с) - застревает на несколько дней в ближневосточной пустыне и от полного безделья впервые серьезно задумывается о своей жизни и о том, что на самом деле, а не в ее мыслях, происходит с ее мужем и тремя взрослыми детьми. Начинаются ее размышления фарисейской молитвой "спасибо, Господи, что я не такая, как эта моя школьная подруга, с которой мы недавно столкнулись на вокзале", продолжаются мучительными ментальными судрогами из-за нежелания взглянуть в лицо реальности и заканчиваются истинным покаянием, то есть переменой ума. Однако по возвращении домой у героини возникает соблазн счесть свой трудный и принесший плоды опыт временным помутнением рассудка, который можно объяснить скукой, погодой, отсутствием интересных собеседников и вот этим всем. Я не знаю, зачем писать триллеры и романы ужасов, когда можно просто написать финал "Пропавшей весной", который остается открытым до самых последних строк (но потом все-таки закрывается).
Лидия Чуковская, "Софья Петровна"
Повесть о женщине, которая живет себе в своей комнате коммунальной квартиры, растит сына Николая, работает в издательстве - сначала чтобы, овдовев, прокормить своего мальчика, а потом и просто для удовольствия... И вот сын уже вырос, как раз к тридцатым годам стал умницей-инженером и сам помогает матери, а вокруг сужают круги аресты. Арестовывают, конечно, за дело, уверены Софья Петровна с сыном, хоть и странно, что такие люди вдруг оказываются вредителями и шпионами... Но тут арестовывают Николая, и Софья Петровна, по-прежнему веря в обоснованность арестов вообще, но делая исключение для сына, которого явно забрали по ошибке, постепенно становится одной из тех женщин, о которых Ахматова написала свой "Реквием". Эдакий "Процесс", только без внешнего кафкианского духа и со множеством деталей быта предвоенных годов (весьма насыщенно, мне эта бытописательская сторона очень понравилась). И с финалом, на котором я не сразу поняла, у кого едет крыша - у автора, у персонажей или у меня.
Бен Элтон, "Два брата"
Купилась я, прямо скажем, на обложку, которая выгодно выделялась на фоне всех остальных своим выдержанным в черно-белых тонах коллажом из фотографий настоящих, а не рисованных мальчиков. После фото читанула аннотацию: вроде бы ничего, можно и книжку глянуть. Ну, и потом дело дошло собственно до книги, в которой рассказывается история двух братьев, ровесников Национал-социалистической партии, танком переехавшей жизнь братьев, их семьи и друзей.
Впечатления от романа противоречивые. Интрига, прыгая из самого раннего детства братьев в послевоенные годы и обратно, закручивается с первых же глав: во-первых, непонятно, кто из братьев усыновлен (про усыновление - это не спойлер), во-вторых, неясно, о ком из них идет речь в послевоенных отрывках. Но при этом из первой трети романа мне запомнилась только перекличка темы дикой инфляции с ремарковским "Черным обелиском". Вторая треть и еще хвостик искренне понравились: все становится гораздо веселее, когда братья превращаются из милых, но обыкновенных детишек в подростков, каждый со своим характером, и проводят время в драках друг с другом, в драках плечом к плечу против всего мира, в товариществе с подругой детства и в соперничестве за любовь еще одной подруги, да еще и на фоне ужесточения тоталитарного режима: два таких Тома Сойера, ухлестывающих за Бекки Тэтчер. Однако ж с кульминации все поехало куда-то не туда, и я разочарована. Точнее, намеки на "не туда" встречались и раньше, но одно дело, когда сюжет сворачивает на другие рельсы, и другое, когда, эээ, смысл? произведения меняется, как по мановению волшебной палочки. Да нет, не смысл... В общем, крутой поворот не туда, и все тут. Поэтому единственное, что мне понравилось после Томов Сойеров и Бекки, - это послесловие с историей семьи автора, который взял какие-то эпизоды из биографий бабушек-дедушек-родителей и для книги творчески их переосмыслил.
В итоге же "Два брата"... ну, такие... Можно и не читать, хотя положительных отзывов на них прорва.
Олеся Лихунова, "Хочешь, я буду твоей мамой?"
Внезапно нехудожка: книга, представляющая собой перенесенный на бумагу сетевой дневник женщины, вместе с мужем усыновившей за 4 года пятерых детей (это имея еще двоих родных чадушек). Зачиталась. Во-первых, это первый на моей памяти ЖЖ (или фейсбук)-дневник, который хорошо выглядит в печатном виде, потому что я одно время читала один совершенно пронзительный ЖЖ, а потом увидела его на книжной полке, полистала и поняла, что нет, нельзя просто так взять и издать то, что ты раз в несколько дней-недель или даже месяцев выкладываешь в сеть. Очутившись на бумаге без какой-либо переработки, посты становятся какими-то жидкими и бледными, и впечатление вообще не то. Во-вторых, Олеся Лихунова здорово пишет о семейных буднях: живо, с теплом и любовью, с юмором - куда же без него! - и не умалчивая о сложностях, которых пруд пруди. А с педагогической точки зрения ее заметки не то чтобы кладезь методических приемов по обучению самых разных детей всему, но уж точно горсть жемчужин. Или длинная коса, усыпанная галькой и раковинами с перламутровым содержимым. В-третьих, ужасно интересно написано о том, как воспринимает жизнь ребенок, не знающий ничего о своем прошлом и о мире вне стен детского дома, и о том, как медленно и постепенно, титаническими усилиями и лилипутскими шажочками, семья может помочь ему закрыть эту страшную пропасть в груди (с). Лучше всего, с потрясающей глубиной и всеохватностью, об этом пишет Татьяна Губина с ее историей о Детке (и это та книжка, которую я непременно хочу купить когда же и, главное, где и под каким названием она уже выйдет-то наконец!), но отголоски этой глубины я уловила и у Олеси Лихуновой. Отголоски же они не потому, что Олеся Лихунова по сравнению со своей "коллегой по цеху" чего-то недопонимает, а просто из-за специфики формы ее и губинских заметок: "Хочешь" гораздо короче, но охватывает сразу пять историй, "Детка" же - это километры и тонны текста об одной девочке.
А бонусом в конце идут фотки. Правда, должна сказать, об их существовании я не подозревала и, читая, детей себе представляла совершенно по-другому, поэтому у меня случился когнитинвый диссонанс, как если бы по книжке снимали фильм, и актеры бы совсем не попали в сложившиеся у меня образы героев.
Еще между делом прочитала роман ужасов от шведского автора Юна Айвиде Линдквиста. Роман называется "Впусти меня", и, соединив слова "ужасы" и "впусти", можно догадаться, что там фигурирует как минимум один из тех, кому для входа в помещение нужно особое приглашение, то бишь вампир. В общем-то даже неловко заявлять вслух, что я такое читала. Понравились обращение к образам скандинавской мифологии, мрачная атмосфера ноябрьского шведского городишки (вы чувствуете? шведское... ноябрьское... уже кровь в жилах стынет) и трезвые идеи об одиночестве вообще и о том, что если вы, родители, скажем, бухаете и своим поведением напоминаете собственному ребенку монстра, то он может для разнообразия и к какому-нибудь другому монстру свалить (метафора так метафора, как по мне). Но в общем и целом от книжки ощущение нечистоты и, мнэээ, явной душевредности. А помимо этих зыбких субъективных ощущений к крупным и более объективным недостаткам романа можно отнести избыток натуралистических деталей, минутки Станиславского "чо-та не верю написанному" и очень сомнительный с точки зрения идеи обоснуя и дальнейших перспектив финал. Не рекомендую. Без понятия, как "Впусти меня" оказалось в моем читательском списке.
"Дракула" рулит, короче, если уж мы о вампирах.
ИМХИ по книжкам