Активные ссылки - это ссылки на рассказы.
1. Генри Лайон Олди,
"Восьмой круг подземки".
Читала давно и один-единственный раз - по наводке приятельницы. Помню, что там что-то про эдакий квест в стенах метрополитена с высокой вероятностью смертельного исхода. Рассказ не впечатлил, и особо вникать в то, что хотел сказать автор (в данном случае - авторы) я не стала. Включила в подборку только потому, что мне был нужен пятый рассказ про метро.
2. А.Дж.Дейч.
"Лист Мебиуса".
Не знаю, что за имя скрывается под инициалами А.Дж. и написал ли этот А.Дж. еще что-нибудь, но "Лист Мебиуса" перечитывала не единожды. Говорится в нем о том, как однажды в метро пропал целый поезд. Его исчезновение, как прозрачно намекает название произведения, имеет под собой математическую подоплеку, и каждый раз после чтения я залипаю на статьи о ленте Мебиуса и бутылке Клейна, понимаю, что ровным счетом ничего не понимаю, но эти совершенно реальные фокусы пространства неизменно завораживают, и я еще долго не могу стряхнуть с себя их обаяние.
3. Джон Маверик,
"Двое на эскалаторе".
Один из первых рассказов, прочитанных у Маверика. Так запомнился, что, кажется, я его потом специально искала в инете. Найдя же, очень обрадовалась, потому что сразу поняла, что эта смесь абсурда, ощущения зыбкости мира и горечи на вроде бы улыбающихся губах в сочетании с невозможностью однозначно трактовать образы вскружили мне голову окончательно и бесповоротно. Странный вход в метро, эскалатор, который, похоже, ведет вовсе не на перрон... и что-то там ждет за поворотом?
4. Джон Маверик,
"Конечная".
Марк едет в метро (московском, что столичной читательнице особенно приятно), думает о своей не слишком счастливой доле и, не желая уступать место вошедшей старухе, демонстративно утыкается в книжку о позитивном мышлении. По-настоящему увлекшись чтением и даже забыв про старуху, он начинает не отходя от кассы применять на практике советы от гуру психологии, но книжка книжкой, позитив позитивом, а поезд все мчится сквозь мрак тоннеля, и свет в вагоне все бледнеет, а из динамика звучат какие-то незнакомые названия станций... Как всегда у Джона Маверика, мрачноватая (да что там, просто леденяще мрачная!) "Конечная" - это сплошная метафора, которую можно понимать по-всякому, и я, конечно, далека даже от намека на намек на любое "хэппи". А над названиями станций и сейчас, после энного перечитывания, ломаю голову.
5. Хулио Кортасар,
"Записи в блокноте".
Собственно, то, ради чего пост и затевался. Чуткий, наблюдательный и почти до занудства обстоятельный герой Кортасара - уж не знаю, альтер эго писателя или нет - замечает, что с некоторыми пассажирами аргентинского метро творится что-то неладное. И с сотрудниками метрополитена тоже. И с поездами, кажется, тоже. Как обычно, прелесть "Записей" заключается в том, что в них ровным счетом ничего не объясняется, и ты раз за разом терзаешься вопросами: что вообще происходит?! эти бледные пассажиры, почему на эту загадочную участь обречены именно они? почему они не могут ничего с этим поделать? почему это происходит словно с ведома окружающих? почему окружающим, даже близким пассажиров, все равно (или почему они тоже не могут ничего сделать)? почему между пассажирами и всеми остальными явные отношения антагонизма? И ни одного ответа так и нет. А еще весь этот абсурд классно ложится на картинку ежедневной реальности, и рутинные социальные и бытовые проблемы легко могут иметь именно абсурдное объяснение, и ты, нет-нет, да подумаешь: а вдруг мир и правда вывернут наизнанку?
Есть дар видеть вещи под иным углом, есть и другой талант: уметь описать это увиденное словами. Кортасар щедро одарен по обоим пунктам.
З.Ы. Чтение таких рассказов именно в метро добавляет самим рассказам реалистичности, а происходящему вокруг - ощущения нереалистичности. Поневоле задумаешься, не в мавериковском или кортасоровском поезде ты мчишься невесть куда.
З.З.Ы. У Блока есть цикл "Страшный мир", в котором немаловажную роль играет образ города, что враждебен всему живому. Думаю, если бы Блок жил в наше время, то "Страшный мир" был бы посвящен мировому метрополитену.