Одним холодным и дождливым летом девочка Коралина (именно Коралина) переезжает с родителями в новый дом. Коралина изучает дом и окрестности, знакомится с соседями разной степени приятности, иногда взывает к родительским спинам (папа за компом строчит статьи, мама тоже делает что-то по работе) и в общем-то чувствует себя никому не нужной, потому что родители слушают ее в пол-уха, кормят неаппетитной пищей и закупаются для нее школьной формой, а не милыми пустячками, а новые знакомые даже не удосуживаются запомнить, как правильно звать девочку и кличут ее Каролиной. Немудрено, что однажды Коралина находит дверцу, пройдя через которую, словно Алиса сквозь зеркало, оказывается в почти таком же мире, где Другая мама готовит Коралине ее самые любимые блюда, Другой папа поет ей серенады, играет с ней и устраивает ей всякие чудесные сюрпризы, и оба родителя заваливают подарками, говорят "мы сами помоем посуду, ты иди играй/гуляй", целуют ее на ночь и любуются тем, как она спит. Не жизнь, а сказка - вот только, как подсказывает название, сказка-то страшная, потому что все так безоблачно лишь на первых порах.
Первым я посмотрела мультик, а потом, разумеется, добралась и до книжки, и это один из тех случаев, когда мультик лучше. При том, что он кукольный (!), а применительно к этому жанру киноискусства я в основном разделяю позицию Гришковца "как можно живым детям показывать кукольные мультфильмы". Никогда их не любила: в моих глазах они чем-то сродни театру, который я не воспринимаю, кто бы мог подумать, из-за театральности и большой доли условности. Исключение, пожалуй, составляют лишь мульт про Волка, который воспитал теленка, и цикл про 38 попугаев, да и то мне там больше нравятся сами истории, чем их плюшевая форма. Но теперь-то я знаю еще и "Коралину"!
Отзывы на "Коралину" варьируются от "никогда бы не стала показывать этот мультик детям и вообще не понимаю, как можно такое снимать" до "очень крутой мультфильм в мрачноватом готическом духе, но дети от него начинают заикаться, да и взрослые тоже пугаются". Такие ремарки, конечно, невольно создали определенное настроение, и я всю дорогу боялась испугаться, но должна храбро заявить, что ни разу даже не вздрогнула, потому что ничего эдакого в "Коралине" нет, и уж особенно там нет "бу-эффектов", от которых я чаще всего и вздрагиваю. А что же там есть?
Ну, во-первых, вечная проблема отцов и детей: родители и рады бы уделять больше внимания ребенку, но чем тогда платить за квартиру и еду? а ребенок и рад бы радоваться тому вниманию, которое ему оказывают родители, но ему кажется, что с ним обращаются как с дошкольником, что отравляет существование. Во-вторых, традиционная сказочная канва: путешествие в другой мир (так и хочется сказать "загробный"), три испытания, волшебный помощник... В-третьих, замечательная форма (ровно те цвета, которые нужны для передачи смысла; создающая нужное настроение музыка) и потрясающее внимание к деталям. "Коралина" - это действительно целый мир, созданный не без юмора и самоиронии, если присмотреться к деталям, причем начиная с самых первых эпизодов и органично сочетающий в себе реалистичность (можно подолгу рассматривать капельки дождя на окне, омлет в сковородке и даже трещины на стене) и сюрреализм в стиле Босха или Дали.
Первоисточник же от Нила Геймана показался мне куда более простым по форме и, что нетипично для пары "книга - кино", по сути тоже. Возможно, объясняется это тем, что как минимум литературный стиль Геймана (насколько можно судить по переводам) мне неблизок, хотя то же самое хочется сказать и про его способ видеть мир - какими-то фрагментами и нарезками, о которых к тому же говорится весьма прямо, и никакого простора для воображения не остается. Но вот финал, отличающийся от мультика не смыслом, а способом реализации, мне понравился. И связанная с кошками философия тоже отлично пошла: хоть в тетрадочку афоризмы выписывай. Ах да, и еще финальное появление в истории двух старушек актрис впечатлило: вот это жесть так жесть. И образ отличный, и смысл за ним жуткий стоит. Просто свидригайловщина.
Если же напрямую сравнить мультик и книжку, то мультфильм гораздо тоньше. Он дольше балансирует на грани между реальностью и сновидением, и нельзя однозначно сказать, что было по правде, а что Коралине приснилось - и это вызывает особенный кайф. Метаморфозы персонажей (в том числе и физические) незаметны и зримы одновременно, а еще, конечно же, метафоричны. Ощущение опасности в мультфильме нарастает постепенно, в то время как в книжке все просто, как дважды два: пришел, увидел, победил попал в переделку... А уж последние десять минут мультика - это напряженный триллер, и я все ждала самого последнего кадра в духе "Видока" или "Адвоката дьявола". Дождалась или нет - это уже явный спойлер, поэтому скажу только, что финал хорош и что меня бы вполне устроили оба варианта (от "видока" или без него). И они оба подходят мультику, вот в чем цимес. Однако главная жуть тут не в ощущении опасности, а в том, как показывается механика искушения в прямо-таки в духовном смысле (уж извините за такой корявый термин). Близко к "Письмам Баламута", я бы сказала. Еще мультипликаторы расширили историю по сравнению с книжкой, задействов в происходящем и всех соседей, и это, по-моему, сыграло истории только на руку, углубив ее и сделав то, с чем столкнулась Коралина, местной легендой. И визуал впечатляющий: чем ближе к финалу, тем забористей, ух-ух!
Короче, очень крутой мультик. На любителя, не без этого: к любителям можно отнести тех, кому чем-то созвучны уже упоминавшиеся Босх и Дали, Алиса в Зазеркалье и Чеширский кот, "Шоу Трумана", "Милые кости" и "Унесенные призраками", путешествия за грань жизни и кошмарные сны Крапивина. Но любителям рекомендую категорически!
ИМХИ по книжкам К отзывам на фильмы