"Фокс Малдер похож на свинью" - повесть со странным названием (особенно для тех, кто до последних страниц не подозревал, что тут кроется отсылка к фильму, - тоже несмотренному, разумеется) - и повесть чудесная. Не потому, что она про чудеса: нет, Геласимов пишет об очень простых вещах (в данном случае - об эпизодах из жизни учеников выпускного класса), - но интересно ж, елы-палы, что будет дальше! И ты и следишь за событиями из жизни шестнадцатилетних персонажей, и снова переживаешь свои шестнадцать, которые были совершенно не похожи на те, что в "Фоксе" - а все-таки похожи, и очень сильно - и еще много всякого нанизывается на будни старшеклассников - в том числе и политические аллюзии, и литературные, и исторические, и общекультурные, и библейские (или псевдобибилейские), - и воздух - в твоей комнате или в комнате, где находятся герои? - наэлектризован, словно в грозу. И эти странные скачки мысли - такие логичные скачки мысли, такие иррациональные. Очень понравилось. Бесшовная ткань текста, которую хочется пропускать между пальцами. Которая пахнет весной в распахнутом школьном окне, бычками, выкуренными тайком от родителей... и апельсинами. Почему апельсинами? А вот потому что. А апельсины пахнут отравой для крыс (это уже мои интертекстуальные связи, у Геласимова такого нет).
"Жанна" - а это уже рассказ. Прямо уже узнаю геласимовский стиль: прыжки из прошлого в настоящее и обратно, эдакие перетекания событий, ассоциаций, персонажей из одного в другое/другого (вот фирменный его прием, и он мне нравится; не помню, чтобы именно такое у кого-то еще встречалось на постоянной основе). Еще - перевоплощение в героя любого пола/статуса/возраста/жизненного опыта - как хороший актер полностью становится персонажем и вне кадра. И пронзительность. И простота интонаций. Выразительность простых слов и деталей. Завидую.
О чем рассказ? О жизни, о мечте, о трудностях, о верности и доброте, о ни от чего не зависящих случайностях и безответствености... о людях, как они есть.
"Paradise Found" - коротенький рассказик в форме двух постов из ЖЖ и комментов под ними. В духе Геласимова: он, она, юность и какая-то атмосферная история со всеми этими действующими лицами. Но что-то, как и "Нежный возраст", не зацепило. Кажись, гипермалая форма - не мое. В таком формате более-менее солженицыновские крохотки идут, но и то... но и то.
Мне определенно нравится, как пишет Геласимов, и, если уж сравнивать его с недавно читанным Глуховским, то в поединке выигрывает герой этого поста. Как авторы они, конечно, разные и выражают свои мысли по-разному, но мне ближе то, как это делает Геласимов. Или просто его мысли и мироощущение приятнее ближе, и из-за этого более симпатичным кажется и все остальное... *задумчиво* Да нет все-таки. Ближе и мысли, и стиль, и игра со словом и в слова, и игра образами, и ненавязчивые вкрапления философии (нельзя же все время шпарить про события, они должны быть зачем-то, а это уже философия), но каждый компонент - сам по себе, а не из-за товарищей и не из-за имени автора.
И еще мне нравится, что рассказы и повести Геласимова - это срез эпохи.
В общем, хорошо.
ИМХИ по книжкам