Это все из-за "Незнайки". К нему паровозиком прицепились Волков и Алексин.
У Александра Милентьевича (как мне нравилось в детстве такое необычное отчество) Волкова я решила перечитать самое знаменитое - шесть повестей про Изумрудный город. Одолела только пять и сломалась на последней книжке про вторжение инопланетян о боги, и он туда же: утомилась перечитывать постоянные пересказы предудущих серий и встречать одни и те же детали в описании персонажей, ну и смысл у книжек один на всех. Если читать все это впервые и не запоем, то пересказы, детали и даже намеки на следующие эпизоды на своем месте: тут Волков, конечно, здорово дело серийного производства повестей на поток поставил до того, как это стало мейнстримом. Посмотрела даты создания книжек: забавно, что вторая часть появилась спустя несколько десятилетий после первой. Выловила несколько явных ляпов: и свойства Усыпительной воды меняются в зависимости от нужд сюжета, и про открытие свойств оживляющего порошка иначе как "рояль в кустах" не скажешь. Есть там моменты, когда героев внезапно осеняет, хотя вообще ничего не предвещало и слова автора даже прямо противоречили будущему осенению. Гуманистическое отсутствие убийств - трогательный ход: если злой персонаж должен погибнуть, то пусть он самоубивается (ради спасения детской психики, наверно).
Если высказаться по каждой из повестей коротко и в основном с позиции детских впечатлений, то:
«Волшебник Изумрудного города»: в моей детской книжке "Волшебник" был объединен с "Урфином Джюсом", поэтому чтение вышло ностальгическое - при том, что сюжет я изрядно подзабыла.
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты»: см. пункт первый, который можно дополнить тем, что Джюс всегда был моим любимым персонажем. Угрюмый одиночка с золотыми руками, стратегическим мышлением и фантастической целеустремленностью, а еще в одном (не моем) из изданий Волкова он был изображен как носатый чел с черными, как смоль, волосами, чем моя шести- или скольки-там-летняя душа была очарована. И еще помню, как меня заворожила характеристика, которую дал ему автор: у него был изворотливый ум. Кажется, до сих пор эпитет "изворотливый" у меня ассоциативно связан с Джюсом.
«Семь подземных королей»: этой книжки у меня не было, я читала ее, будучи в гостях, и на меня произвели впечатление и подземный мир, и ведущие в него пещеры (пещеры - особенно; привет от внутреннего спелеолога).
«Огненный бог Марранов»: а эта книжка была отдельным изданием. Мне нравились Марраны, которых я назначила на роль спартанцев Волшебной страны. И про их быт там здорово написано. Вероятно, я даже была разочарована, что после того, как Джюс был в очередной раз свергнут, Марраны стали жить так же, как и все остальные обитатели Волшебной страны (хотя это я домысливаю сейчас, с современных позиций). И игра в волейбол меня поразила: кажется, в смысле "что, это еще и описывать можно, а не только по телеку показывать?". И закос под американские реалии с фермером Джоном и девочками Элли и Энни грубо разрушается Тимофеем О'Келли. Тим О'Келли - отлично, но Тимофей?! Ванька Левуазье или Петруха фон Гумберт.
«Жёлтый Туман»: тоже читала в гостях у одноклассника и помню, что спешила, чтобы успеть дочитать за вечер. Поэтому "Туман" у меня ассоциируется с некоторым сумбуром. При последнем перечитывании обнаружила смешные шутки насчет инвентаризации ковра-самолета. И гуманистическое самоубийство - это сюда.
«Тайна заброшенного замка»: один раз повесть читала, о чем вспомнила, глянув краткое содержание. В общем-то по "Замку" у меня все.
Анатолий Алексин, "В стране вечных каникул"
Собственно, смысл книжки и основные сюжетные повороты были понятны еще до того, как я ее открыла, но мне было любопытно, как Алексин опишет вечные каникулы. Ну вот так описал. :) Окей, нормально. При этом финальное объяснение приключений мне показалось притянутым за уши, а наибольшее впечатление произвело то, что события разворачиваются в предвоенные годы.
ИМХИ по книжкам