"Колесо крутится" Этель Лины Уайт (книга) и "Леди исчезает" (1938) Альфреда Хичкока

Apr 28, 2020 23:36

Это все из-за "Иллюзии полета", которая основана на "Леди" Хичкока, а Хичкок в свою очередь основывался на книжке британской леди Этель Лины Уайт, автора психологических детективов, как пишет Википедия. Суть у обоих произведений одна: в поезде исчезает пожилая дама, и никому до этого нет дела, кроме молодой девушки, которую к тому же окружающие пытаются убедить в том, что дама ей приглючила (из-за солнечного удара в книжке и из-за падения тяжелого предмета на бошку в кино). Я раздумывала, с чего лучше начать, и решила взяться за печатный первоисточник, надеясь, что он доступней. А то эти ваши детективные фильмы... я просто не успеваю все держать в голове, и поэтому любой детектив превращается для меня в набор не слишком связанных между собой картинок, а сама я все сорок минут серии или два часа фильма жду финала, чтобы мне все разъяснили.

Этель Лина Уайт, "Колесо крутится"
Может, по форме это и детектив, но по сути - британская психологическая проза со значительной долей триллера. Именно британская, добротная, неспешная, со смешением типичного и индивидуального в психологических портретах, с фирменным юмором (не в такой степени и концентрации, как у Вудхауса, конечно, но в рамках жанра - вполне). В духе Агаты Кристи, одним словом: читая книжку, я не могла не вспоминать лекцию Дмитрия Быкова про специфику английского детектива, который по мнению Быкова говорит об устойчивости добра в мире... Это было очень нужно, потому что ну вообще ничего не намекало на хороший конец. Дочитывала книжку я в ночи, понимая, что не усну, не узнав, чем же все кончится, а утром еще перечитала кусочки. В "Колесе" чувствуется нарочитость намеков, вот прямо курсивом и с подмигиваниями, присутствует в произведении и очень явное подчеркивание пары основных мыслей, что я особо не жалую, и некоторая клюква в плане несчастливых (или счастливых) поворотов тоже имеется (хотя тут я не знаток), но вот вообще никак это все не влияет на реально триллерное напряжение. "Колесо крутится" - это не карусель, как можно было бы подумать, а качели. Тарзанка, когда кажется, что вот ты как следует раскачался и сейчас прыгнешь к хэппи-энду, но неумолимая сила тянет тебя обратно в ситуацию, которая становится для героев только хуже... а потом вроде опять шанс на успех есть, и так полкнижки (первая половина - это подготовка, обрисовка действующих лиц и введение в курс дела). Но мы же знаем, на чем стоит английский детектив? то-то и оно... Получила большое удовольствие.

"Леди исчезает" (1938)
Самый старый фильм в моем послужном зрительском списке. На десять лет старше предыдущего рекордсмена "Веревки", о которой в посвященном ей посте я говорю примерно теми же словами.

Сэр Альфред Хичкок с первоисточником обошелся достаточно вольно. Первые минут двадцать сложно соотнести книжку и то, что происходит на экране; потом генеральная линия приходит в соответствие (и то более или менее, ибо фантазеры эти киношники), но все равно и своих деталей в хичкоковском творении хватает, и финал они там накрутили. Но получилось забавно. Уж не знаю, где там детектив, триллер и саспенс: по-моему, комедия - она комедия и есть. Заряд хорошего настроения, культурологическое удовольствие от черно-белого кино с хромокеем конца тридцатых годов, то есть с рирпроекцией вычитала в Википедии (а ведь так и не скажешь). Для современного зрителя в "Леди" очень много условности, экранные драки напоминают вальс, пистолеты - очаровательные пукалки, раненые и погибающие герои очень старательно заваливаются набок, но при этом в свободное от заваливания время они участвуют в отличных диалогах, звучащих сейчас так же актуально, как восемьдесят лет назад, да и за бытом тех лет понаблюдать очень любопытно - пусть и через искажающую кинокамеру. Например, эти купе с выходами в соседние купе, а не только в коридор... И бодро действие развивается, без книжки в анамнезе я бы запуталась в событиях, наверно (впрочем, см. пункт про восприятие детективов). А еще... еще исчезнувшую леди играет Мэй Уитти, родившаяся через четыре года после отмены крепостного права в России и дебютировавшая на театральной сцене в год убийства Александра Второго и, соответственно, восшествия на престол Александра Третьего. Короче, сюда, как и к "Веревке", я цепляю тэг "жизнь".

З.Ы. Камео Хичкока опять пропустила.

Если же сравнить приемы режиссуры в "Иллюзии" и "Леди" - например, тот момент, когда героиня понимает, что исчезнувшая ей не приглючила, так как на окне проступают надпись / рисунок, сделанные рукой исчезнувшей в самом начале поездки - то, ИМХО, у Хичкока напряженней. Одно дело, когда весь кадр занимает мать, грустно / проникновенно смотрящая в окно и замечающая нарисованное дочкой сердечко, и совсем другое, когда двое героев оживленно болтают и не видят надписи на стекле. Так и хочется им сказать: чуваки, голову поверните! хватит трепаться уже! Сопереживание, все дела.

К отзывам на фильмы
ИМХИ по книжкам

жизнь, кино, книги

Previous post Next post
Up