Мой девиз - в любой непонятной ситуации читай сборники рассказов. Под непонятной ситуацией понимается и неопределенное читательское настроение, когда неизвестно, чего твоя душа желает. В любом случае рассказов она желает наверняка.
Этот кинговский сборник оказался слишком длинным для того, чтобы написать даже по паре строчек о каждой из историй, как я делала по "Газонокосильщику"
тут и
тут, поэтому я решила ради развлечения распределить два десятка рассказов как бы по номинациям, кое-что совсем оставив за кадром, а кое-что внеся в первую номинацию, которая называется...
Номер ноль, то есть пропущенное: стихотворение "Храм из костей". У меня очень плохо с восприятием стихов, которые представляют собой скорее повествование, нежели лирику, и после нескольких первых строф я решила не есть кактус.
Почти ноль, то есть то, что я хотела бросить после первой фразы предисловия, но все-таки дочитала не только предисловие, но и все произведение: "Билли "Блокада". Повесть о бейсболе, в которой Кинг хотел ностальгически воссоздать атмосферу игр своего детства. Наверно, те люди, в чей культурный или болельщицкий код вшит этот вид спорта, могут оценить "Билли" в полной мере. Для меня же произведение оказалось во многом состоящим из терминов, смысл которых ты понимаешь очень смутно, в духе "это все элементы игры, в нюансах которой я разбираться не хочу, потому что ваще неинтересно".
Фишка: что мы все о плохом да о плохом? Вот что мне в сборнике однозначно понравилось и что было прочитано от корки до корки, так это предисловия перед каждой историей, включая "Билли" и стихи, потому что в этих предисловиях Кинг рассказывает о том, как у него появился замысел конкретно этого рассказа. Одна из самых интересных штук и как компонент сборника, и как тема для разговора, и вообще.
Дикие истории: "Пьяные фейерверки" - о том, как два семейства втянулись в соревнование "у кого круче ежегодный фейерверк". Собственно, все, что надо знать о рассказе, если вы видели
аргентинский сборник киноновелл.
Неразгаданная загадка: "Дюна" - о старике, который иногда видит письмена на песке. Кинг в этом своем предисловии признается, что ему очень нравится концовка. Да, тут есть чему нравиться. Нет, не нравиться - цеплять. До концовки все идет вполне нормально, но после последних слов я поняла, что финал сбил меня с панталыку. Пролистала назад, перечитала, опять пролистала во все стороны и опять ничего не поняла. Мдэ. Занятно.
Щемящий реализм: "Бэтмен и Робин вступают в перебранку" - о пожилом мужчине, который раз в неделю вывозит своего дементного отца на совместный обед вне стен дома престарелых. Грустно, со всеми узнаваемыми деталями, неопрятно, трогательно, именно что щемяще... но как-то гораздо более оптимистично, чем бывает в жизни.
Нас обмани (из "Фокусника" КиШей): "Маленький зеленый божок агонии" - о попавшем в аварию изнеженном богаче, которого его сиделка считает ленивым симулянтом, и о проходимце-целителе. Только вот кто кого водит за нос?
3 место: "Нездоровье". О том, как мужчина, тихонько поднявшись, чтобы не разбудить недомогающую жену, уходит на работу, традиционно оставив супруге милую заботливую записочку. Мне понравилось, как подана история на языковом уровне, хотя в плане сюжета, по-моему, вышло довольно толстовато (раз уж я в какой-то момент допетрила, в чем дело, то, значит, большинство читателей допетрило еще раньше). Зацепило же "Нездоровье" меня тем, что есть в "Здоровье больных" Кортасара; правда, Кинга при всем уважении не сравить с метафизическими прорывами аргентинского автора (опять же вспоминая "Дикие истории", есть в аргентинцах что-то эдакое, очень мощное и очень странное), но если оценивать рассказ относительно сборника, то в топ-3 он точно попадает. Собственно, дойдя до "Нездоровья", я и решила раздать рассказам олимпийских комплект наград.
2 место: "Моральные принципы" - о том, как бедствующей супружеской паре за достойное вознаграждение предлагается сделать нечто в общем-то несерьезное и неопасное ни для кого, но противоречащее их моральным принципам.
1 место: "81 миля" - история о том, как возле заброшенной зоны отдыха, куда поперся на разведку мальчик, которого не взяли в компанию старшего брата, остановился грязненький старенький автобус. Если отбросить детали как нечто несущественное, то по, скажем так, посылу это почти идеальное попадание в мои детские кошмары - на то сборник и называется "Лавкой дурных снов". И Кинг, сволочь, тут хорош и в теме "нас обмани", и просто в том, как движется повествование. За это можно даже ему простить слишком простенький (ИМХО) финал, не совместимый по тональности со всей историей из нескольких частей.
Остальные не упомянутые тут рассказы тоже вполне ничего, и сборник довольно ровный по составу, хотя и очень неоднородный в то же время (взять хотя бы прозаическую поэму о смерти "Мистер Симпатяшка", соседствующую с простецкой зарисовкой "Томми", с немного борхесовским "Уром", написанным специально для рекламы читалки Kindle, с перевертышем "Гадким мальчишкой", с немножко брэдберевским "Летним громом", с немножко сартровской "Загробной жизнью"). Но его собрат "Газонокосильщик" мне понравился больше.
ИМХИ по книжкам