Еще один сборник рассказов, и снова в нем так много историй, что все в посте охватить невозможно. Но можно разделить сборник на мини-циклы, объединив впечатления. Потому что, например, цикл о "Летающем в ночи" (одноименный рассказ и следующий за ним "Попси") оставил равнодушной: в моем понимании Кинг не блещет в развитии этой темы. Очередную повесть про бейсбол ("Голову ниже") я на этот раз бросила, даже не удосужившись посмотреть, в чем там затык, и стихотворное "Август в Бруклине" тоже пропустила. А вот литературные стилизации понравились: "Дело Ватсона" (ясно, под кого стилизация - по крайней мере, в содержательном плане, потому что насчет того, в духе Конан Дойла рассказ или нет, сказать не могу) и перевертыш "Последнее дело Амни". Вот уж "Амни", повествующий о сыщике, у которого день не заладился с самого утра, прямо отличный рассказ! А отличный он потому, что с самого начала он меня раздражал, но чем конкретно раздражал, я понять не могла. А потом поняла, и оказалось, что так оно и должно было быть. Одно из немногочисленных произведений Кинга, которое хочется перечитать для того, чтобы увидеть, как же оно сделано и как работает. Самое классное тут - не сюжетный ход, а то, как у Кинга получается произвести нужное впечатление.
Особняком стоит мини-пьеса "Извините, правильный номер": возможно, она привлекает внимание именно формой, но история о непонятном звонке, нарушившим спокойствие семейного вечера, запоминается. Не знаю, держал ли автор в голове "Цветы для Элджернона" при написании "Конца всей этой мерзости", но определенные параллели явно прослеживаются. На рассказе "Дом на Кленовой улице" я наконец допетрила, в чем заключается фирменный прием Кинга: он, как наперсточник, подменяет стаканчики базовые понятия. Всем известно, что "мой дом - моя крепость", то есть самое безопасное место на земле, где ты можешь быть самим собой. Но так ли это на самом деле? очевидно, что нет.
Топ-5 рассказов:
5 место: "Клацающие зубы": вариант сказки о волшебном помощнике, можно сказать. Или о ручном драконе. И привлекательна тут идея "дракон опасен для всех, кроме того, кого выбрал в компаньоны" хотя окончательное ли это решение с его стороны?. Никаких драконов в рассказе, конечно, нет, это я просто выбираю похожие образы.
4 место: "Детки в клетке": фирменный прием Кинга, только на этот раз в формате "невинные и беззащитные дети - таковы ли они на самом деле?".
3 место: "Крауч-Энд": по-моему, буквально об отсылках к Лавкрафту тут не говорится (но, может, есть какие-то параллели или эпитеты в самом тексте), однако по духу попадание очень близкое. Страшный своей чужеродностью мир: кровавый закат, пустые улицы и застывшее время. Мне кажется, можно было бы даже не развивать сюжет до той определенности, к которой автор пришел в финале, и "Крауч-Энд" благодаря недосказанности был бы еще более впечатляющ.
2 место: "Рок-ролльные небеса": после Кинга кажется, что нет ничего более опасного для жизни, чем автомобильная поездка со своей второй половинкой. Супружеские пары у него вечно влипают в какие-то истории, гостиничные номера превращаются в могилы, летняя жара становится убийственной, открыточная картинка оборачивается кошмаром, а вас обоих погубят понты одного из вас и/или его/ее (не)умение настоять на своем.
1 место: "Мой милый пони": впечатление от рассказа мне подпортила прочитанная в послесловии метаинформация (сведения о том, что главный герой этого рассказа в другом кинговском произведении становится серийным убийцей), но вообще рассказ чудесен. Он поэтичный, философский, он наполнен летним теплом, ароматами цветущего сада, любовью дедушки и внука, размышлениями о природе времени и духом Брэдбери - автора, который слагал поэмы в честь лета, детства и вечности.
ИМХИ по книжкам