Дафна дю Морье, "Ребекка"

Dec 19, 2020 18:11

Тот случай, когда книжка сужала вокруг меня круги, сужала, всплывая в самых разных источниках (в том числе и во френдленте), и досужала их до того, что я прочитала содержание в вики и вот теперь пишу отзыв, пытаясь понять, нужно мне это или нет, и решила, что вики-статья не настолько увлекательна, чтобы браться за первоисточник. А потом "Ребекка" возникла в информационном пространстве еще разок, и я ее скачала. И получила большое удовольствие.

"Ребекка" - это история очень юной девушки, которая в начале романа является компаньонкой одной неприятной мадам, и, поехав с этой мадам отдыхать, в результате двухнедельного курортного романа выходит замуж за привлекательного вдовца, имеющего некую тайну, и приезжает с ним в его поместье, где сталкивается с тем, что вся жизнь идет по порядку, заведенному первой женой - той самой Ребеккой. С точки зрения жанра "Ребекка" имеет байронического героя и черты сказки о Золушке (см. историю замужества с таинственным де Винтером), содержит элементы готического романа (героине кажется, будто Ребекка до сих пор присутствует в поместье - и не только потому, что весь штат прислуги только то и делает, что подчеркивает "так было при первой супруге мистера де Винтера", но и потому что ей, девушке, всякое мерещится). Является "Ребекка" и любовным романом, поскольку в центре повествования - супружеские отношения, и романом взросления (почти всю книгу подчеркиваются детские черты героини, в том числе наивность, доверчивость, застенчивость, неуверенность в себе, и только к финалу ее образ приобретает черты взрослой женщины, способной быть опорой мужу и иметь детей), а последняя четверть - это вообще увлекательный детектив даже для того, кто, ха-ха, прочел краткое содержание, но начисто забыл об этом, потому что повествование захватывает. И даже тот факт, что по первой главе можно сделать некоторые выводы об исходе этой детективной линии, ничуть не портит интригу и сохраняет загадку в полной мере. Можно рассматривать "Ребекку" и как метафору того, как ведут себя люди при утрате и как пытаются сохранить память об ушедшем, и мне это показалось одним из самых интересных прочтений.

Но лучше всего "Ребекка" как психологический роман. Что Дафне дю Морье удается наилучшим образом, так это стирать тонкую грань между реальностью и тем, что происходит в голове - в данном случае в голове молодой девушки. Автор здорово показывает, как эта девушка надумывает себе кучу всего, не относящегося к делу, как она размышляет, допустим, на тему "что скажут про меня вот эти люди", и сначала совершенно понятно, что это она размышляет, но в какой-то момент эти мысли уже не отличить от реальных событий романа; этим да и не только этим "Ребекка" напомнила мне фильм "Остров проклятых". Впрочем, встречается в "Ребекке" и смешное из мемчиков: ах, он молчит, он так сосредоточенно думает о чем-то... наверное, он меня разлюбил... А он думает о счете в турнире по гольфу.

У "Ребекки", на мой взгляд, только два недостатка: использование слова "костяк" в значении "скелет" и "разъяснилось" в смысле "распогодилось" (очень странно звучит) и некоторая надуманность ключевого конфликта, который, как пишут в разных других рецах, объясним с точки зрения эпохи, но из начала двадцать первого века выглядит как "каждый придумал себе что-то и страдал вместо того, чтобы просто обсудить проблему". Подчеркнутая наивность героини тоже может иногда раздражать, но мне кажется, что в целом все вполне в рамках - возраста, образа, характера.

Ах, да. Героиня до конца остается безымянной. Что, ИМХО, тоже крутой ход, работающий на атмосферу. И вообще, перевернув последнюю страницу, испытываешь желание вернуться к началу, а потом перечитать еще несколько эпизодов.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up